2 сентября компания «ВымпелКом» представила операционные и финансовые результаты за 1 полугодие 2010 года, которые в целом финансовые аналитики оценивают нейтрально или положительно. Например, чистая прибыль компании во 2 квартале 2010 года по US GAAP увеличилась на 35,9% — до 12,2 млрд рублей. Однако во многих комментариях звучит тема сравнения позиций «ВымпелКома» и «МегаФона», поскольку в этом году компании впервые поменялись местами в рейтинге на рынке сотовой связи. Вот один из комментариев на эту тему от аналитиков НОМОС-БАНКА.

«В 1 полугодии 2010 года произошло знаковое событие на российском рынке мобильной связи, где «МегаФону» удалось потеснить «ВымпелКом» со 2 места по количеству активных абонентов. Так, согласно данным AC&M Consulting, в июне этого года доля «МегаФона» на рынке сотовой связи в России составила 25,1% (53,5 млн пользователей), а «ВымпелКома» — 23,8% (50,9 млн). При этом бессменным лидером среди операторов мобильной связи остался МТС, занимая около 32,5% рынка с количеством активных абонентов 69,4 млн. Но стоит учитывать, что МТС под активными пользователями понимает абонентов, приносящих доход в течение последних 6 месяцев, а «ВымпелКом» и «МегаФон» — в течение последних 3 месяцев, поэтому отрыв лидера, скорее всего, меньше, чем кажется с первого взгляда.

В то же время по консолидированной базе (около 89,4 млн) VimpelCom Ltd Group значительно опережал «МегаФон» (54,09 млн), в том числе и благодаря количеству пользователей «Киевстара» (24,06 млн). Более того, если VimpelCom решится на покупку 100% третьего итальянского сотового оператора Wind Telecomunicazioni SpA и контрольного пакета Orascom Telecom Holding (OTH), владеющего операторами в Азии и Африке, то Оператор войдет в ранг ведущих мировых игроков по количеству абонентов на уровне 200 млн (для сравнения, у Vodafona абонентская база превышает 320 млн, у Telefonica — 260 млн).

Вместе с тем, по динамике цифр отчетного периода видно, что органический прирост клиентской базы в России был активнее у «МегаФона», как относительно предыдущего квартала (+3,63%), так и к аналогичному периоду 2009 года (+18,0%), а у МТС и «ВымпелКома» он составил к аналогичному периоду 3% и 1,9% соответственно. Кроме того, у «ВымпелКома» во 2 квартале в сравнении с 1 кварталом даже наблюдался небольшой отток пользователей сотовой связи на 0,7%. Отдельно стоит отметить, что став универсальными операторами связи компании «большой тройки» обзавелись и абонентами фиксированной связи и ШПД: у МТС их число достигло 7,94 млн , прибавив за квартал 2,4%, у «ВымпелКома» — до 2,75 млн. «МегаФон», в свою очередь, данные о количестве пользователей ШПД за полугодие не раскрывает.

По уровню потребления услуг связи на основном для операторов «большой тройки» российском рынке видно, что ситуация улучшается и уже близка к докризисному уровню, чему способствует стабилизация ситуации в экономике. Причем, все компании отметили увеличение потребления голосовых и дополнительных услуг связи, что отразилось на показателях ARPU и MOU. Так, во 2 квартале 2010 года относительно сопоставимого периода 2009 года ARPU МТС и «ВымпелКома» продемонстрировал рост на 3,7% и 2,2% соответственно, хотя еще год назад динамика показателя находилась в отрицательной области. В свою очередь, «МегаФон» единственный из «большой тройки» снизил ARPU, что, вероятно, стало обратной стороной медали политики активного стимулирования потребления услуг связи и привлечения новых абонентов, база которых расширялась более интенсивно, нежели у прямых конкурентов. Из-за сезонности 2 квартал традиционно стал для операторов наиболее успешным, чем 1 квартал — ARPU всех компании показал уверенный рост на 6,8-7,2%. Что касается MOU, то его значения в апреле-июне 2010 года также показали положительные изменения: у МТС возрос на 6,5% до 230 минут, у «ВымпелКома» — на 3,5% до 219 минут, а у «МегаФона» — на 3,9% до 291 минуты.

Источник: www.finam.ru