Новость о ликвидации бренда «КОМСТАР» является нетривиальным событием для российского рынка ИКТ. Это, наверное, не первый, но весьма яркий пример продуманной стратегии экстенсивного развития бизнеса. Через поглощение и последующую интеграцию компаний из смежных бизнесов. С последующим расширением сферы деятельности и даже позиционирования компании.

Такое впечатление действительно складывается если проследить всю последовательность операции по поглощению нашим ведущим сотовым оператором МТС бизнеса «КОМСТАР —ОТС».

КОМСТАР на момент начала активных действий МТС представлял собой достаточно интересный объект. Компания только что отрапортовала о весьма успешных итогах 2008 г., получив рост прибыли в 310%. При этом и сама структура бизнеса представляла для МТС очевидный интерес. КОМСТАР оказывала услуги не только голосовой связи, но и передачи данных, а также кабельного телевидения, осуществляя операции не только на территории России, но и Армении и Украины. У нее была достаточно широкая база абонентов широкополосного доступа в Интернет. И рассредоточенный по целевым рынкам бизнес: 42% доходов Группы были получены от жителей, 36% — от компаний и 22% — от операторов связи. То есть добротный смежный с покупателем бизнес.

Поэтому решение о приобретении контрольного пакета «КОМСТАР — ОТС» было не удивительным. Его важность для МТС подчеркивается хотя бы тем, что оно было записано в отчете МТС по итогам 2 квартала 2009 г. в списке основных отраслевых и корпоративных событий.

Хотя, конечно, это не осталось незамеченным в показателях следующего квартала, где МТС показала падение прибыли при росте выручки.

Ну а дальше пошел очень динамичный процесс интеграции бизнеса «КОМСТАР — ОТС» в структуру МТС. Уже в начале декабря было объявлено об избрании нового состава совета директоров, что позволило МТС начать процедуры по интеграции приобретенного бизнеса в свою структуру. «Комстар» получил статус операционно-независимой бизнес-единицы в МТС. Что было, вероятно, оптимальной моделью, ибо сферы деятельности МТС и «Комстара» существенно различаются.

Далее последовала интеграция розничных продуктов КОМСТАР в розничную сеть продаж МТС. В конце января компания объявила о старте продаж в салонах МТС услуг «Комстар» по подключению кабельного телевидения и широкополосного доступа в Интернет. Причем стартовали они не только в Москве, но и в ряде других крупных городов: Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Перми и Новокузнецке. В течение 2010 года планируется начать продажи услуг фиксированной связи, доступа в Интернет и кабельного телевидения в розничной сети МТС во всех городах присутствия «Комстар».

Ну, и финальным аккордом является решение о выведении с рынка бренда «КОМСТАР». Конечно, делается это тоже постепенно и аккуратно. Сначала это касается ключевых розничных продуктов, причем на переходный период вводятся составные бренды, например «МТС СТРИМ». До конца 2010 года предполагается перевод значительной части розничных салонов СТРИМ и «КОМСТАР» под бренд МТС и предоставление в розничных салонах МТС полной линейки продуктов «КОМСТАР-ОТС» для частных пользователей. При этом корпоративно ориентированные продукты пока остаются под брендом КОМСТАР, например «КОМСТАР-WiMAX»

А конечная цель выглядит так: в рамках Группы компаний МТС под брендом МТС на всей территории России будет предоставляться полный спектр услуг связи: мобильная и фиксированная связь, мобильный и фиксированный широкополосный доступ в Интернет, сервисы платного ТВ, Wi-Fi.

То есть МТС постепенно, но быстро уходит от имиджа чисто сотового оператора. Тем более, что компания становится еще и поставщиком аппаратных средств под своей маркой.

Все это естественно консолидирует стоимость и значимость бренда. Недаром из российских компаний именно МТС попала в сотню самых дорогих брендов в мире.

Андрей Березин, «Бестселлеры IT-рынка»