J’son & Partners Consulting

Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования российского рынка смартфонов по итогам 2014 г.

Объем российского рынка мобильных терминалов (суммарные продажи смартфонов и мобильных телефонов) по итогам 2014 г. стал самым высоким за всю историю — 43 млн устройств. При этом на смартфоны пришлось около 61% суммарных продаж — 26 млн устройств (заметим, что такая оценка доли смартфонов близка к оценке ритейлера «Связной». Всего в 2014 г. в России было продано в 1,5 раза больше смартфонов, чем в 2013-м (17,7 млн).
Доля российского рынка смартфонов в суммарных мировых продажах по итогам 2014 г. составила 2%

По итогам 2014 г. темпы роста российского рынка смартфонов в натуральном выражении (+47%) существенно опередили среднемировые (+26%).

Росту продаж смартфонов в России способствовали, в первую очередь, растущая популярность мобильного доступа в Интернет и снижение средней стоимости устройств. В денежном выражении российский рынок смартфонов за год вырос не так сильно — на 20%, и суммарно по итогам 2014 г. составил 216 млрд руб. (в 2013 г. — 180 млрд руб.).

В 2014 г. средняя стоимость смартфона снизилась на 19% и составила 8,3 тыс. руб. (в 2013-м — 10,2 тыс. руб.). Средняя цена смартфона падает за счет роста бюджетного сегмента. В 2014 г. примерно каждый пятый проданный смартфон стоил меньше 3 тыс. руб.

Кроме роста бюджетного сегмента стоит обратить внимание на снижение доли «дорогих» смартфонов. Доля ценового сегмента «более 15 тыс. руб.» снизилась за год на 6 п.п., и по итогам 2014 г. составила 13%.

По оценкам компании, доля ОС Android в 2014 г. составила более 86% от числа всех проданных в России смартфонов. По мнению аналитиков, в ближайшей перспективе позиции операционной системы от Google выглядят незыблемыми — ОС Windows Phone пока так и не смогла сделать качественного рывка вперед (доля 4%), а перспективы iOS (доля 10%) на российском рынке, в связи с существенным повышением цен, оценить сложно.

Технологические тенденции рынка смартфонов

Диагональ дисплея

На рынке смартфонов продолжается тенденция к постепенному увеличению диагонали дисплея и превращению смартфонов в гибридные устройства, которые можно использовать в качестве планшета. Существенно растет доля смартфонов с диагональю экрана 5 дюймов и более: если в 2013 г. доля таких устройств составляла лишь 7% суммарных продаж, то в 2014-м она достигла 18%. Средняя диагональ дисплея смартфона, проданного в 2014 г. в России — 4,3 дюйма (в 2013-м — 4,0 дюйма)..

Поддержка двух и более SIM-карт

По оценкам компании, суммарная доля продаж смартфонов с двумя и более SIM-картами в 2014 г. составила 60% (в 2013-м — 38%). Пользуясь растущей популярностью двухсимочных смартфонов, ведущие производители начали выпускать не только бюджетные модели с двумя SIM-картами, но и свои флагманские устройства в двух версиях — с поддержкой данной технологии и без.

LTE-смартфоны

Доля смартфонов с поддержкой LTE растет не так стремительно: если в 2013 г. она составляла 9%, то в 2014-м — 14%. Главной причиной этому служит существенная разница в цене. По оценкам аналитиков, средняя розничная цена LTE-смартфона, проданного в 2014 г., составила около 22 тыс. руб., тогда как аналогичный показатель по суммарному рынку смартфонов — 8,3 тыс. руб.

Прогноз российского рынка смартфонов

Макроэкономическая ситуация в стране и девальвация рубля, безусловно, скажутся на российском рынке смартфонов. Ведущие производители уже сейчас существенно повысили стоимость устройств в рублях. При этом на рынке представлен большой ассортимент смартфонов «бюджетного» сегмента, которые по своим техническим характеристикам не сильно уступают более дорогим устройствам. По мнению экспертов компании, такие устройства могут вполне успешно заменить для покупателей более дорогие аналоги, соответственно какого-либо снижения продаж смартфонов в натуральном выражении в России в 2015 г. не ожидается.

По мнению J’son & Partners Consulting, в 2015 г. можно ожидать:

  • снижения продаж смартфонов «премиум»-сегмента;
  • роста ассортимента и популярности недорогих смартфонов;
  • изменения структуры рынка смартфонов по производителям, дальнейшего усиления позиций китайских производителей смартфонов;
  • усиления присутствия операторов сотовой связи на рынке продаж смартфонов.
    Несмотря на сложную экономическую ситуацию, люди не откажутся от покупки смартфонов, но будут стараться на этом экономить. По прогнозам компании, суммарный объем продаж смартфонов в России к 2019 г. превысит 42,1 млн устройств, доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов составит 93% (в 2014 г. — 61%).