Связной

Ритейлер «Связной» очередной раз подвел итоги продаж мобильных телефонов и смартфонов в стране в 2014 г. За 2014 г. в России было продано свыше 41 млн мобильных телефонов на сумму около 254 млрд руб., что выше показателей 2013 г. на 5% в штуках и на 18% в деньгах. Напомним, что по итогам 2013 г. рынок мобильных телефонов не рос к 2012 в натуральном выражении.
Положительную динамику рынка мобильных телефонов в целом обеспечил двузначный рост продаж смартфонов. Всего в 2014-м было реализовано 26 млн «умных» устройств на сумму порядка 227 млрд руб. Это на 39% больше, чем в прошлом году, в штуках и на четверть – в денежном выражении. Таким образом, двузначный темп роста продаж в 2014 г. сохранился, причем не только в штуках, но и в деньгах.
В 2014 г. у рынка смартфонов было 2 ключевых драйвера – увеличение продаж устройств В-брендов и рост реализации Apple. Первый сыграл на увеличение продаж в штуках, второй повлиял на сохранение темпов роста рынка в деньгах – 25% в 2014 к 2013-му.
Увеличение рынка в штуках обеспечил активный рост В-брендов за счет замещения feature phones и укрепления позиций в сегменте от 5 до 15 тыс. руб. По итогам года доля таких брендов в натуральном выражении достигла 45% против 31% годом ранее. В деньгах продажи В-брендов превысили одну пятую часть рынка, составив 22%. За счет активных продаж в бюджетных ценовых сегментах снова снизилась средняя стоимость смартфона – она составила 8 900 руб., что на 7% меньше, чем в 2013 г.
Динамика продаж в деньгах объясняется ростом в средних и высоких ценовых категориях, где особую роль на рынке сыграл бренд Apple. Популярность его продукции в ушедшем году значительно выросла. Напомним, что в 2014-м бренд был представлен во всех ценовых сегментах свыше 10 тыс. руб., что расширило целевую аудиторию покупателей, а интерес к новинкам – iPhone 6 и 6 Plus – превысил спрос предыдущего года как минимум в 2-3 раза.
Наиболее значимым периодом с точки зрения роста рынка в деньгах стал 4-й квартал 2014 г., когда продажи смартфонов увеличились на 40% к предыдущему году в денежном выражении. Для сравнения – рост в третьем квартале составил чуть более 20%. Это произошло за счет востребованности устройств в средних и особенно высоких ценовых сегментах. Она наблюдалась в октябре в связи с выходом флагманских новинок, а с конца октября до окончания второй декады декабря – в связи с резким падением рубля многие покупатели поспешили сделать покупки, ожидая повышения цен в конце года. Также некоторые клиентоы рассматривали приобретение дорогих смартфонов как некий вид «вложения» денег на фоне серьезной девальвации рубля.
Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в России превысила отметку 60%, (т. е. несколько меньше, чем компания прогнозировала год назад ). Таким образом, проникновение «умных» устройств все еще не достигло уровня западных стран, что подтверждает наличие потенциала продаж на 2015 г. Так что процесс замещения обычных телефонов “умными” устройствами в 2015 г. продолжится, однако экономическая ситуация скажется на динамике роста рынка в денежном выражении.