В кризисное время многие пользователи печатной техники пересмотрели свои затраты на печать. И этот пересмотр был явно не в пользу производителей оригинальных картриджей, как следствие, на рынке возросла доля неоригинальных картриджей. Этот сегмент весьма неоднороден по своей структуре и включает совместимые, перезаправленные, восстановленные, контрафактные расходные материалы. Особенно разнообразная картина на рынке лазерной расходки.
Оригинальные картриджи выпускает сам производитель печатающего устройства. Это очень значимая статья их бизнеса, превышающая оборот по основному «железу».
Объемы сегментов лазерных принтеров и МФУ и картриджей для них.
Источник: ITResearch
Рынок картриджей заметно превосходит рынок печатной техники (см. рисунок). Причем пропорции не изменились и в кризис, хотя по абсолютным показателям рынок упал и там и там.
В целом доходность в процентах на один картридж заметно выше, чем на принтер. А значит, производитель мог бы раздавать свои принтеры бесплатно, если бы была уверенность, что пользователь будет активно печатать и покупать только оригинальные расходные материалы. Однако существует альтернатива в виде неоригинальных картриджей, и производителям приходится непрерывно убеждать пользователя покупать оригинальные расходные материалы.
Совместимые картриджи производятся сторонней компанией без использования торговых марок производителя печатной техники. Законодательству, если не нарушены патентные права, это не противоречит. Скорее даже антимонопольный комитет, борясь с монополией одного производителя картриджей для принтера одного бренда, стоит на стороне компании, поставляющей совместимую продукцию.
В ряды торговых марок совместимых картриджей для лазерных принтеров, которые продаются в России, входят крупные специализированные международные компании-производители Katun, Pelikan и др., а также компании, которые российскому потребителю известны по другим сегментам (совместимые струйные картриджи, фотобумага): Lomond, Profiline, Hi-Black, Solution Print и пр. Некоторые дистрибьюторы оригинальных картриджей обзавелись «своими» торговыми марками совместимых картриджей. Цены на совместимую расходку зависят от репутации и маркетинговой политики компании.
Что может быть проще и дешевле, когда тонер в картридже закончился, простого добавления тонера? Отсюда и популярность перезаправки. Правда, самая простая схема — она самая дешевая, но и самая некачественная. В принципе детали картриджа: барабан, лезвия, ролики, имеют больший ресурс, чем число страниц, на которое рассчитан запас тонера. Однако, некоторые картриджи перезаправляют несколько раз даже с возможным превышением ресурса фоторецептора, что приводит к существенной потере качества печати.
Восстановление — это по существу более цивилизованный способ перезаправки, предполагающий кроме заправки тонером очистку всех деталей картриджа и снятия остаточного заряда замену барабанов, лезвий и роликов. Иногда проводится полная или частичная замена корпусных элементов картриджа.
Контрафакт — наиболее уродливое явление. Несанкционированное использование чужих торговых марок всегда являлось незаконным, но, как видно, это не помогает полному искоренению данного явления. Эта «продукция» одинаково успешно напрягает и производителей оригинальных картриджей, и совместимых. Поставщики оригинальной продукции стараются всячески бороться в контрафактом. Основной метод — использование отличительных голограмм, наклеек с кодами, предоставление списка надежных авторизованных партнеров на локальном сайте компании, мониторинг розничных торговых точек, информирование пользователей о том, как распознать поддельную продукцию и куда обращаться в случае обнаружения подделки. Последовательную работу по борьбе с поддельными (да и с другими категориями неоригинальных расходных материалов) ведут многие вендоры, в частности, Brother, HP, Epson, Panasonic.
Как оценить рынок?
Рынок расходных материалов для лазерных устройств печати довольно динамично меняется в смысле соотношения долей сегментов картриджей различных типов. В наиболее развитом состоянии сейчас находится подсегмент оригинальных, картриджей, например,компания ITResearch регулярно его исследует с 2005 г.
Сегмент совместимых лазерных картриджей также можно исследовать методами прямого счета, поскольку число значимых вендоров конечно. По экспертным оценкам на середину 2010 г. число продающихся в России совместимых картриджей не превышало одной четвертой от числа оригинальных. А перезаправленных + восстановленных картриджей продается в
В экспертных оценках игроков рынка по доле контрафакта наблюдается самый большой разброс на фоне оценок предыдущих неоригинальных подсегментов. Различие, по всей видимости, кроется в том, что разные группы участников рынка имеют разные «отношения» с контрафактом, кому-то он мешает, а кому-то — выгоден.
Исследование объемов перезаправки и, тем более, контрафакта, представляет собой очень сложную и трудоемкую задачу. Здесь можно использовать несколько методов, а для достижения более-менее приемлемой точности — их совокупность.
Первый подход предполагает массированный опрос пользователей, уточненный соответствующей информацией от игроков рынка, с помощью которого можно выяснить предпочтения потребителей и структуру потребления типов картриджей. По имеющимся данным об объемах продаж оригинальных картриджей и выявленной структуре потребления можно посчитать объемы других подсегментов.
Второй способ предполагает расчеты через анализ установленной базы печатающих устройств (с учетом ее регулярного пополнения за счет новых продаж и выбытия в соответствии с жизненным циклов принтеров). Используя имеющиеся примерные данные об интенсивности печати на устройствах разного класса, можно оценить количество страниц, которые печатаются в стране на разных моделях принтеров. Отсюда через рабочий ресурс картриджей определяется реальное количество использованных единиц. За вычетом оригинальных и совместимых картриджей получаем массив перезаправка + контрафакт.
Определенную оценку доли контрафакта можно получить путем использования экспертных оценок, данных от производителей (некоторые проводят масштабные программы по выявлению контрафактных картриджей). К сожалению, в оценке доли контрафакта использовать мнение пользователей проблематично. Физические лица часто просто не в состоянии отличить подделку. А корпоративные пользователи либо не знают о том, что в их компании применяется поддельная продукция, либо, имея свой интерес, будут замалчивать данный факт.
Ну и, наконец, можно использовать информацию от поставщиков тонера, от перезаправщиков (структура рынка перезаправки) и др. Степень детерминированности оценок здесь невысока, но в качестве реперных оценок данная информация может быть полезна.
По точности абсолютные результаты такого алгоритма исследования, скорее всего, будут уступать регулярным исследованиям рынка оригинальных расходников, однако объем, структуру рынка, тенденции понять все же можно.
Подробнее о структуре российского рынка расходных материалов для печатающих устройств см. в статье «Расходные материалы нужны всякие», «Бестселлеры IT- рынка», 2010, № 4.