Новые тенденции на рынке мониторов

В 2011 г. рынок мониторов показал нулевой рост в штуках и падение на 9% —в деньгах. То есть после кризиса рынок «выбрался из ямы» и остался на том же месте. Вектор развития — отрицательный. При сохранении тенденции рынок начнет уменьшаться и становиться малопривлекательным, последует закат. Производители мониторов, наиболее заинтересованные в благополучии рынка мониторов, стараются не допустить забвения. Действуют они преимущественно каждый сам за себя, но иногда и ценой общих усилий. Основной путь для стимуляции спроса на данном этапе развития рынка — это совершенствование продукции. В таких условиях происходит уменьшение жизненного цикла монитора через его преждевременное моральное устаревание.

К сожалению, уже невозможно добиться столь же высокого роста рынка, как раньше, но постараться удержать рынок хотя бы на текущем уровне вендоры просто обязаны — ведь кто-то еще попросту не отбил затраты на сборочные линии. Итак, что же предпринимают производители мониторов, чтобы удержать рынок на плаву? За последние несколько лет рынок последовательно интересовали такие вещи, как широкоформатные экраны, уменьшение времени отклика матрицы, глянцевая поверхность дисплеев, увеличение контрастности. Затем массово появились мониторы с соотношением сторон 16:9, и взяла свое начало мощная волна Full HD, которая все еще продолжается. Примерно в это же время появилась и узкая прослойка 3D-дисплеев, которая постепенно вырастает, и чуть позже началось внедрение экотехнологий в лице LED-подсветки. Все это время поступательно совершенствовались и объективные характеристики дисплеев: размер диагонали, разрешение, качество изображения, дизайн. Разберем подробнее некоторые тенденции настоящего времени.

Размер дисплея. Конечно, это наиболее заметная характеристика монитора. До конца 2007 г. основные объемы продаж обеспечивали 17-дюйм дисплеи с соотношением сторон 5:4, затем (до I квартала 2009 г. включительно) —19″ 5:4, 19″ 16:10 и 18,5″ 16:9 (до недавнего времени), и сейчас самым популярным типоразмером считается 21,5 дюймов (16:9) и 22 дюйма (16:10). Сейчас постоянно наращивают свои объемы 23- и 24-дюйм дисплеи, в очень весомых количествах появляются 27-дюйм экраны, и до сих пор для покупателя возможность поменять маленький монитор на большой — это основной повод пойти в магазин.

Full HD. Вторым по значимости трендом можно считать веяние стандарта телевещания высокой четкости, который в глазах потребителей трансформировался в тезис «очень четкая картинка». В результате по массовости продаж тренд занимает заслуженное первое место: более половины продаваемых моделей сейчас имеют разрешение 1920×1080. Немного парадоксально звучит, но Full HD, будучи очень хорошим драйвером роста рынка, затормозил рост разрешения мониторов: матрицы в 21,5-дюйм устройствах имеют то же разрешение, что и 27-дюйм дисплеи: для первых это слишком много, а для вторых слишком мало, а лишний раз объяснять потребителю, что 2560×1440 лучше, чем Full HD, мало кто хочет: пока хорошо продается то что есть.

LED-подсветка. Пожалуй, этот тренд является маркетингово значимым для всех производителей мониторов. После Full HD он занимает достойное второе место по количеству упоминаний. Появившись на базе всеобщего «зеленого» тренда в ИТ-индустрии, он набрал огромную популярность, но финансовый кризис не позволил отрасли на нем заработать: средняя цена LED-модели очень быстро упала до обычных значений и уже никак не отличается от цены «обычных», не-LED мониторов. Сейчас LED-подсветка постепенно вытесняет обычную, и в перспективе ближайшей пары лет обычных моделей, за редким исключением, не останется вовсе.

3D-изображение на ЖК-мониторах появилось уже достаточно давно. Поначалу производители долго не могли определиться с технологией, но наконец, с технологией определились, — массово появились мониторы, использующие затворные очки, и сейчас так создается 95% 3D-мониторов. Появление 3D-мониторов было вызвано извне, основными стимулами была активизация 3D-кинематографа. Рынку мониторов это принесло большое количество топовых моделей, известность и какое-то (не очень большое) количество продаж дорогих аппаратов. Эта тема продолжает развиваться.

Возможные точки роста

Типоразмеры мониторов. До сих пор эволюция модельных рядов мониторов показывала нам только увеличение диагонали устройства. Любому пользователю хочется иметь большой монитор: это удобно, практично и позволяет повысить производительность труда. Но у этого тренда должна быть и граница: далеко не везде уместны огромные мониторы. Не хочется заглядывать настолько далеко, но вполне вероятно то, что рост размера экрана остановится где-нибудь на 30–32 дюймах. Диагонали такого размера (при соответствующем разрешении) еще должны быть удобны для пользователя, но большее вряд ли оправдано эргономически: глаза у неподготовленного пользователя будут разбегаться в прямом смысле. Дальше (при поддержке программного и аппаратного обеспечения) может начаться гонка разрешений: более мелкое зерно означает более «живую» картинку. Вероятно, основы тренда больших разрешений могут быть заложены в этом или в следующем году: 27-дюйм монитор уже вполне может иметь разрешение, большее, чем Full HD.

ЖК-технологии: *PS/*VA. Существуют три основные разновидности матриц — массовая TN, более качественная MVA/PVA и премиальная IPS (недавно появилась аналогичная PLS). В последние пару лет, после появления удешевленных аналогов двух последних (C-PVA и E-IPS соответственно), началось их проникновение в масс-маркет. Устройства на таких матрицах получаются дорогими, но не настолько, как раньше, и в то же время они выгодно отличаются углами обзора и качеством цветопередачи, одним словом — качеством картинки. А этот параметр, хоть он и трудно выразим в конкретных цифрах, вполне может стать драйвером рынка.

Экзотический спецфункционал. Существуют мониторы, которые помимо основной своей функции выполняют еще одну или несколько вспомогательных. В числе таких назовем интеграцию ТВ-тюнера, сенсорной панели. Есть мониторы, подключаемые посредством USB интерфейса. Нельзя сказать, что подобные ответвления имеют хорошие продажи, но интерес к рынку они определенно подогревают и в целом очень полезны для бренд-имиджа компании-производиетля.

Перед выходом Windows 7 многие говорили о грядущем буме сенсорных мониторов. Этого, однако, не произошло, очевидно, по той причине, что новая ОС оказалась намного менее приспособлена к тач-управлению, чем это ей приписывала пресса. На Windows 8 в этом плане также возлагаются большие надежды, и они более оправданы.

Специализация. Всегда существует определенный пласт людей, работающих с изображением на экране теми или иными способами: обработка фотографий, видеозаписей, CAD-приложения, рисование и иллюстрирование, типография, медицина... — для подобных приложений требуется высококлассное оборудование, наделенное рядом нетипичных функций: аппаратная калибровка, расширение цветового охвата, расширенная эмуляция цветовых пространств, точная регулировка цветовой температуры и так далее. Мониторы со спецфункционалом подобного рода имеют небольшие продажи и большую цену, и в своем технологическом развитии они всегда опережают рынок. Несмотря на то что для масс-маркета подобные устройства мало что дают, они очень хорошо себя чувствуют, ведь такой монитор не в состоянии заменить ни ноутбук, ни моноблок. И даже если рынок ЖК-мониторов в целом угаснет, уступив другой технологии, этот сегмент будет одним из последних, который завершит свои продажи.

Периферия. Современному высококлассному монитору недостаточно удовлетворять покупателя изображением и дизайном — он просто обязан, в дополнение ко всему, помогать своему пользователю в повседневной жизни. Такая помощь может быть разного толка, и реализуется она, как правило, с помощью разного рода периферии. Наиболее развитой и типичной темой тут является встраивание в монитор USB-хаба для подключения флэшек и периферии. Также достаточно давно на рынке мониторов появляются модели с web-камерами: в частности, компания Asus очень любит такие мониторы, которые в чем-то даже стали их визитной карточкой.

Адаптация под конкурентов. Для того чтобы выжить, рынку мониторов необходимо отстроиться от своих более универсальных конкурентов, дать пользователю то, чего они дать не могут. Так как монитор — товар, связанный с системным блоком, то и в конкурентах у мониторов — товары-субституты набора «ПК+монитор»: ноутбуки и компьютеры «все-в-одном» (моноблоки). Стратегия адаптации под конкурентную среду призвана реализовать однозначные и неоспоримые преимущества десктопных мониторов, давая им возможность не конкурировать, а дополнять компьютеры, уже имеющие встроенный дисплей. Основные преимущества мониторов, доступные к реализации, — это, прежде всего, их размер (достигаемый, возможно, количеством устройств ­ мультидисплейная конфигурация), эргономичность, и, с какой- то стороны, отождествление монитора с постоянным местом работы. На этих преимуществах базируется ряд разработок.

В целом любое повышение функциональности монитора в разрезе конкуренции с ноутбуками и моноблоками должно быть встречено рынком позитивно: уже сейчас мониторы умеют и могут многое из того, до чего ноутбукам и встроенным в моноблоки мониторам нужно будет расти еще долго, а, возможно, в основном функционале они никогда и не превзойдут мониторы. Но если ноутбуки с моноблоками станут лучше во всем, то рынок мониторов ждет весьма незавидная судьба.

Подводя итог, нужно заметить, что рынок отнюдь не изжил себя. Несмотря на то что подавляющее большинство мониторов уже не приносит большой прибыли, существует масса применений, в которых обычные (или не совсем обычные) десктопные мониторы незаменимы. Помимо всего прочего, в подавляющем большинстве «домашних» и «офисных» сценариев работы они удобнее ноутбуков и уступают им только в портативности.

Сергей Денисов, эксперт ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.