№2, 2012.

№2, 2012

Полные электронные версии статей этого номера доступны только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Итоги и тенденции

Бестселлеры 2011 года

Читатели нашего журнала уже, видимо, привыкли, что ежегодно во втором номере публикуются подробные данные о продуктах – бестселлерах российского ИТ-рынка. Мы не изменяем традициям и очередной раз публикуем список бестселлеров, в этот раз – в 15 сегментах ИТ-рынка. Понятие «бестселлер» мы трактуем так, как буквально переводится английское слово bestseller, – наиболее продаваемый продукт. В нынешнем году к проекту подключилась еще одна аналитическая компания – SmartMarketing, что позволило расширить число анализируемых сегментов рынка.

Компьютеры и комплектующие

Android vs. iOS

О структуре российского рынка планшетных компьютеров

По данным ITResearch, всего в 2011 г. по официальному каналу в Россию поступило около 1,13 млн планшетных компьютеров*, и только 30% из них приходилось на iPad первого и второго поколения. Кроме того, оценочно, более 200 тыс. планшетов было завезено в Россию в частном порядке, причем подавляющая часть из них была производства Apple. Итого, общая доля iPad в нашей стране составляет под 40%, что существенно меньше, чем в Европе и Америке. Дело в том, что за рубежом они чаще всего стоили значительно дешевле, да и новые устройства были доступны у нас с существенной задержкой. Кстати, именно это является одной из основных причин, по которым происходило падение доли Apple: такая политика компании по отношению к локальному рынку играла на руку конкурентам.  

Василий Мочар

Аналогии напрашиваются

Товарное предложение в сегменте ультрабуков

С первых же слов необходимо оговориться, что термин ультрабук, вынесенный в подзаголовок, применим далеко не ко всем моделям, представленных в данном обзоре. Правильнее было бы сказать «ультрабуков и других продуктов на схожей платформе». Мы собираемся посмотреть, как выглядят уже представленные на российских полках модели, имеющие официальное право именоваться Ultrabook™, на фоне других вариантов, направленных в ту же нишу. И сделали самое простое – свели в таблицу все модели на базе процессоров Intel Core 2-го поколения (Sandy Bridge) со сниженным энергопотреблением (17 Вт). Эта аппаратная платформа используется как в устройствах более «элитарных» или с более широким функционалом, чем сертифицированные ультрабуки, так и в более бюджетных системах, не вписывающихся по тем или иным параметрам в жесткие рамки предписаний Intel. В любом случае, картина, дополненная подобными расширениями, гораздо лучше иллюстрирует ситуацию с самими ультрабуками, чем выделенное описание исключительно их одних.

Дмитрий Шульгин 

Планшетные ПК меняют структуру компьютерного рынка

Структура продаж на российском рынке компьютеров

В течение 2011 года на российском рынке компьютеров было реализовано более 12,5 млн единиц техники, учитывая настольные ПК и ноутбуки. За год рынок вырос на 16,6%. Самое главное, что впервые за долгое время мы имеем дело с относительно «нормальной» динамикой рынка, очищенной и от негативного влияния кризиса и, наоборот, сверхдинамичного периода выхода из него. Те темпы роста, которые показывали мировые рынки в прошлом году — в этом смысле российский ничем не отличен — более-менее отражают действительный уровень развития сегментов и фазу, в которой находится тот или иной рынок.

Мировой рынок ПК, по разным оценкам, в 2011-м показал крайне незначительный рост в районе 2-3%. Особенно трудным оказался завершающий период года.

Дмитрий Шульгин

Средства визуализации

От нуля до рекордов

Структура продаж на российском рынке визуальных средств

Данный обзор посвящен итогам 2011 г. на российском рынке мониторов, профессиональных плоских панелей и проекторов. Помимо этого анализируются общие и специфичные тренды для каждой отрасли, а также рассматривается текущая ситуация и перспективы на будущее.

Прежде всего, следует отметить, что хотя 2011-й год прошел достаточно ровно и в целом позитивно, хватало в нем и проблем, как экономических, так и природных.

Василий Мочар, Сергей Денисов 

Поиск решений

Новые тенденции на рынке мониторов

В последнее время рынок мониторов испытывает серьезные проблемы и стагнирует. Причин этому целый ряд. Так, рынок десктопов, которые нуждаются в комплектации отдельным монитором, насыщен, и парк оборудования не увеличивается. В результате рост продаж десктопов в 2011 г. составил лишь несколько процентов. К этому стоит добавить, что жизненный цикл монитора заметно превышает жизненный цикл самого компьютера, и люди меняют дисплей (показывающий так же хорошо, как и в день покупки) далеко не так охотно и легко, как сам десктоп (который начал тормозить и глючить). Вторая причина стагнации — это нарастающая популярность товаров-заменителей обычных десктопов, уже имеющих в своем составе монитор. В результате описанных тенденций рынок мониторов в 2011 г. показал нулевой рост в штуках и падение на 9% —в деньгах. То есть вектор развития — отрицательный. При сохранении тенденции рынок начнет уменьшаться и становиться малопривлекательным, последует закат.

Сергей Денисов

Луч света в темном царстве

Проекторы в сфере образования

Особый интерес среди целевых рынков для рынка проекторов представляет собой сфера образования, которая по емкости потребления проекторов находится если не на первом месте, то уж точно не ниже второго. Лет десять назад, во времена тендера «Дети России», одному заказчику в лице государства в отдельные моменты уходило больше проекторов, чем во весь остальной рынок. Конечно, повторения этому уже не бывать, хотя бы потому что рынок проекторов за это время вырос примерно на порядок. Но в 2011 г., когда массовые тендеры в сферу образования опять «разморозились», мы увидели почти сопоставимые по объемам проекты: популярные модели опять тысячами шли в школы. Наблюдались даже такие ситуации, когда у одного из вендоров тендерные поставки на порядок превышали регулярные продажи, но в целом рынок уже реагировал на данные процессы более спокойно.

Сергей Денисов, Василий Мочар

Устройства hardcopy

Динамика выравнивается

Структура продаж на рынке периферийных устройств

Наиболее заметным итогом развития рынка периферийных устройств (принтеров, настольных МФУ и сканеров) в 2011 г. является замедление темпов роста в его наиболее активно развивающихся сегментах и общее выравнивание динамики. В целом за год количественный объем рынка печатающих устройств составил 4.36 млн шт., превысив показатель 2010 г. почти на 14%. В денежном выражении рост продаж принтеров и настольных МФУ показал более умеренную динамику, всего около 7% (852 млн долл.), что можно объяснить прежде всего усилившейся ценовой эрозией, хотя в отдельных категориях устройств (в частности, струйных МФУ) отмечалось также смещение спроса в сторону менее дорогих моделей. По сравнению с динамикой предыдущего, 2010 г., темпы роста рынка существенно замедлились, что неудивительно, поскольку более высокий показатель количественного роста рынка в 2010 г. (около 20%) был связан с активным восстановлением спроса после спада в предыдущий период. В принтерном сегменте темпы роста продаж оказались такими же, что и год назад (11%), а в более динамично развивающихся сегментах настольных МФУ и документ-сканеров они существенно замедлились, что может означать постепенное насыщение спроса ввиду уже достаточно высоких абсолютных цифр продаж.

Владимир Миронос

Струйники осваивают коммуникационные технологии

Анализ продуктового предложения на рынке струйных устройств

После консолидации модельных линеек у основных производителей струйных устройств и заметного снижения их общего числа в 2010 г., товарное наполнение рынка вновь стало расти. За последние полтора года в сегменте струйных устройств шло активное обновление моделей, было выпущено свыше 70 новинок, а всего их на рынке сейчас предлагается около 110. Продолжается экспансия многофункциональников, которая проявляется не только в увеличении их доли в структуре продаж, но и в значительно более интенсивном развитии продуктового предложения. В начале текущего года на них пришлось две трети от общего числа предлагаемых моделей струйных устройств, причем половина из них были выведены на рынок во второй половине 2011 г.

Владимир Миронос 

Информационная безопасность

Выживет ли лента?

Сравнение технологийрезервного копирования

С тех пор как на рынке появились специализированные дисковые массивы для резервного копирования (системы disk-to-disk, D2D) прошло примерно десять лет, и хотя в то время было много разговоров о том, что теперь лента обречена, прогнозы эти явно не оправдались. Правда, объемы продаж ленточных систем постепенно снижаются, но пока нет никаких признаков массового отказа от ленты и вполне возможно, что лента в качестве носителя резервных копий успешно переживет и нынешнее десятилетие. Попробуем разобраться, почему же системы D2D так и не смогли полностью вытеснить ленточные системы.

Лев Левин, Юрий Бонкарев

Главные драйверы – облака и мобильность

О состоянии российского рынка средств многофакторной аутентификации

Для обеспечения безопасности доступа к информационным системам (ИС) применяется целый ряд приемов и технологий, но практически все они используют информацию о том, кто работает в системе или пытается войти в нее. При аутентификации пользователя (подтверждении подлинности его идентификатора) обычно используется некий уникальный отличительный признак, например, персональный пароль.

А. Болотов, Т. Болотова

Инфраструктурные решения

Ощущение качественного перехода

Товарное предложение на рынке двухсокетовых серверов

В настоящем обзоре представлен перечень товарной номенклатуры двухсокетовых серверов ведущих поставщиков – мировых brandname и ряда известных российских компаний. Мы решили вынести за рамки обзора двухпроцессорники в специальных конструктивах. Таким образом, в обзор не включены blade-серверы, а также сверхплотные конструктивы, предназначенные в основном для крупных дата-центров, не имеющие пока определенного объединяющего названия, но использующие подходы во-многом напоминающие лезвийные. Речь о линейках HP ProLiant SL, Dell PowerEdge С-series, IBM iDataPlex и др. Конечно, все эти решения – особый рынок и уже потому предмет отдельного разговора, но это не единственная причина, почему мы ограничиваем радиус рассмотрения лишь стандартными решениями; главное в другом, но об этом – ближе к завершению материала. В данном обзоре обсуждается самый распространенный и широкий по ассортименту тип серверов – настольные и стандартные стоечные серверы с двумя процессорными гнездами.

Дмитрий Шульгин

Европа не помеха

Структура продаж на российском рынке ИБП

Российский рынок ИБП провел 2011 г. в хорошем стиле и с отличными результатами. И хотя с большой точностью исполнился только лишь наш осторожный, а не оптимистичный прогноз (+20% в деньгах и +10% в штуках), эти итоги рынок однозначно может записать себе в актив. При сложившейся во второй половине года макроэкономической ситуации все могло быть намного и намного хуже. Однако рынок ИБП «вытащила» одна новая тема, которая наконец-то начала приносить осязаемую финансовую отдачу. В данном обзоре мы подробно обсудим результаты 2011 г. и подоплеку их достижения, а также остановимся на самых важных событиях российского рынка ИБП за последнее время.

Василий Мочар

Путь к синергии

Анализ продуктового предложения на рынке «тяжелых» ИБП

В данном обзоре представлены и проанализированы устройства ведущих торговых марок на российском рынке инфраструктурных решений. В настоящее время это APC by Schneider Electric, Emerson Chloride, Eaton, Emerson Liebert, GE, Delta Electronics, Inelt, Newave, Powercom, Socomec UPS, Tripp Lite. В анализе товарного предложения мы учитываем модели тяжелых ИБП, которые, по данным компании ITResearch, реально продавались на российском рынке в 2011 г. В этот период перечисленные компании в целом предлагали более 70 одно- и трехфазных моделей, суммарно имеющих более 400 мощностных модификаций, не считая 21 (годом раньше было 17, так что рост здесь очевиден) модульных систем с большим набором возможных мощностей.

Василий Мочар

На скорую руку

Особенности использования стоечных ИБП в ЦОД

Данный обзор является частью общего цикла больших статей, начатого осенью 2011 г. и посвященного ИБП для систем безопасного и бесперебойного электропитания в ЦОД. Мы последовательно рассмотрели особенности выбора и использования ИБП для крупных комплексов, модульных источников для масштабируемых систем, а также ИБП для малых и средних дата-центров. При всем разнообразии технологий и топологий, у всех этих устройств было нечто общее, а именно – расположение ИБП на некоем удалении от стоек с защищаемым оборудованием. Но у производителей источников бесперебойного питания есть варианты решений, способных завершить полный спектр всевозможных решений. Это ИБП, которые помещаются непосредственно в стойки, зачастую прямо к защищаемому оборудованию. Об особенностях таких систем и пойдет речь в данном обзоре.

Василий Мочар

Сети и телекоммуникации

Чем славен современный смартфон?

О товарном предложении на российском рынке смартфонов

Стоит ли покупать смартфон сегодня или, быть может, стоит подождать пару-тройку месяцев и взять какую-нибудь модель следующего поколения? Давайте разберемся – что нас ждет в 2012 г. по основному функционалу и «начинке».

Текущий 2012 г. (во всяком случае, первая его половина) пройдет под знаком ОС Android 4.0 Ice Cream Sandwich. Новая версия платформы от Google в настоящее время установлена на не таком уж большом количестве смартфонов, однако все новинки анонсируются уже с ней на борту. Первым в этой области стал Samsung Galaxy Nexus, вторым – Huawei Honor, а буквально на прошлой неделе (на момент написания статьи) начались российские продажи целой линейки смартфонов HTC One (One X, One S и One V), в которой все модели также поставляются с Android 4.0.

Марина Рожкова 

К мультимедийным каналам взаимодействия

О некоторых тенденциях на рынке контакт-центров

Российский рынок контакт-центров (КЦ) продолжает уверенно развиваться. Суммарный оборот КЦ измеряется уже миллиардами рублей, число рабочих мест перевалило за 50 тысяч, темпы роста рынка не ниже 10–15% в год. Конференция CCWF’2012 подтвердила актуальность многих направлений бизнеса КЦ: внедрение мультимедийных каналов взаимодействия (интеграция таких контактных каналов, как голос, e-mail, чат, Web, видео), широкое внедрение распознавания речи и голосовых технологий, оптимизация бизнес-процессов, улучшение систем самообслуживания (Self Service), использование технологии Software as a Service (SaaS) и работа с социальными медиа.

Петр Чачин