Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2005 г.
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) составил 2380 тыс. шт. Около 78,1% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК, 15,8% -- на ноутбуки, 4,1% -- на карманные компьютеры (КПК) и примерно 1,9% -- на серверы стандартной архитектуры. По сравнению с первым полугодием 2004 г. рынок настольных ПК вырос на 12,1%, рост серверного сегмента немного превысил 20%. Но наибольший прирост объемов произошел в портативном секторе: продажи ноутбуков выросли более чем на 54,3%, а КПК -- на 27,3%. Общие же показатели темпов развития российского рынка компьютеров составили 17,8%.
Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам полугодия составили* Aquarius, Depo Computers, Formoza, Kraftway и K-Systems.
В сегменте ноутбуков в первую пятерку вошли* Acer, Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung.
В пятерку лидеров на рынке КПК и коммуникаторов входят* Fujitsu Siemens, Hewlett-Packard, i-Mate, palmOne и Q-tek.
В сегменте серверов уверенно лидируют компании* Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил 2,76 млн шт. В денежном выражении рынок достиг почти 750 млн долл. Показатели аналогичного периода 2004 г. были превышены на 20% в штучном исчислении и примерно на 12% - в денежном, что означает некоторое уменьшение средневзвешенной стоимости устройств. Это связано с достаточно высокой стоимостью ЖК-мониторов в начале 2004 г., вызванной недопоставками таких устройств. В текущем году никакого дефицита не было, и в результате сильнейшая ценовая эрозия практически во всех технологических сегментах оказала большее влияние на средневзвешенную стоимость мониторов, чем заметные структурные сдвиги в сторону 17-дюймовых ЖК-устройств.
Как и предсказывалось, ЖК-мониторы уверенно преодолели 50%-ную отметку мониторного рынка, и их доля по итогам полугодия составила около 68%. Примечательно, что годом ранее почти такую же долю имели ЭЛТ-мониторы, так что два основных технологических сегмента практически поменялись долями. Ключевым продуктом на рынке стали 17-дюймовые плоские устройства; также стоит отметить быстрый рост 19-дюймовых ЖК-мониторов, которые с такой динамикой еще в текущем году могут превысить продажи 15-дюймовых ЖК-моделей.
В I полугодии текущего года лидером российского рынка оставалась компания Samsung, за ней следовала LG, а третье место все так же удерживала Philips. Вместе с тем ей становится все сложнее это делать, поскольку компании Acer и BenQ в последнее время очень сильно взвинтили продажи.
Принтеры. В первых двух кварталах 2005 г. года объем продаж принтеров составил 1,37 млн шт., что на 5% меньше, чем в I полугодии 2004 г. В денежном выражении рынок сократился еще больше - почти на 10%. Такой спад наблюдается впервые за послекризисный период и, помимо общей тенденции к снижению темпов роста продаж из-за постепенного насыщения рынка, он был также вызван быстрым увеличением спроса на многофункциональные печатающие устройства. В I полугодии каждый пятый покупатель вместо традиционного принтера предпочел приобрести настольное МФУ.
В структуре принтерного рынка по технологическим классам преобладали лазерные устройства, причем лидерами продаж в этом сегменте, как и прежде, были компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung. В струйном сегменте тройку ведущих вендоров составили* Canon, Epson и Hewlett-Packard.
Настольные МФУ. В I полугодии продолжался активный рост рынка настольных МФУ, которых было продано около 360 тыс. шт., что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2004 г. Это с лихвой компенсировало снижение продаж традиционных принтеров, и в целом рынок офисных печатающих устройств за год вырос почти на 10%. В денежном выражении объем рынка МФУ увеличился почти на 80% (до 91 млн. долл.), причем меньшие темпы роста были вызваны интенсивной эрозией цен как в струйном, так и в лазерном сегментах. Так же, как и в принтерном сегменте, в структуре продаж настольных МФУ преобладали лазерные устройства. Тройку лидеров рынка настольных МФУ составили компании* Epson, Hewlett-Packard и Samsung.
Сканеры. На рынке сканеров (как и в сегменте однофункциональных принтеров) наблюдалось заметное снижение продаж и в количественном, и в денежном выражении - на 7 и 11% соответственно по сравнению с первыми шестью месяцами 2004 г. Всего было продано около 360 тыс. устройств на общую сумму 37 млн долл. Основную роль в изменении динамики продаж сканеров сыграли те же факторы, что и в сегменте принтеров, однако, кроме того, снижение спроса на сканирующие устройства вызывается и быстрым ростом популярности цифровых фотокамер, позволяющих вводить в компьютер электронные изображения без "посредников".
По количеству проданных устройств лидерами рынка по-прежнему остаются компании* Epson, Hewlett-Packard и Mustek, в сумме контролирующие около двух третей рынка сканеров.
Мультимедийные проекторы. В I полугодии 2005 г. на российский рынок было поставлено 24,2 тыс. мультимедийных проекторов, что на 13% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Но если в I полугодии 2004 г. сильнейшее влияние на рынок оказывал тендер "Дети России" (на долю которого пришлось примерно 30% всех поставок), то в этом году такое влияние практически отсутствовало, и на российском рынке мультимедийных проекторов продолжается уверенный рост.
Средневзвешенная стоимость одного устройства была чуть выше 2000 долл., что всего на 5% меньше прошлогодних показателей. Однако здесь также наложил свой отпечаток тендер, в рамках которого поставлялись практически самые дешевые устройства. Если же взять только регулярный рынок, то на нем эрозия цен была существенно больше - примерно 19%. Из технологических тенденций стоит отметить резкий рост DLP-проекторов, чья доля в целом по рынку достигла почти 45%.
По итогам полугодия можно выделить следующую тройку лидеров*: BenQ, Panasonic и Sanyo. Кроме этого отметим сразу целую группу брэндов*: Epson, InFocus, Mitsubishi, NEC, RoverLight, Toshiba, которые показывают довольно значительные объемы продаж.
Плазменные панели и телевизоры. Российский рынок плазменных панелей и телевизоров традиционно показывает один из наивысших темпов роста. В I полугодии 2005 г. объем продаж увеличился на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., всего за отчетный период было поставлено более 43,3 тыс. устройств. Вместе с тем, учитывая, что все предыдущие годы этот рынок по меньшей мере удваивался, очевидно, что сейчас начала формироваться тенденция к сокращению темпов роста - и это несмотря на очень значительную ценовую эрозию (почти 29% за год), в результате чего средневзвешенная стоимость одной панели опустилась практически до 3800 долл.
В структуре продаж преобладают устройства, оборудованные телевизионным тюнером. В I полугодии продажи плазменных телевизоров, оборудованных тюнерами (или предусматривающих факультативную его установку) составили почти 74% всех реализованных аппаратов.
Поскольку рынок "плазмы" становится все более массовым, а продажи в основном идут домашним потребителям, в нем не может не проявляться влияние сильнейших игроков обычного телевизионного рынка. Лидирующая тройка вендоров* выглядела следующим образом: LG, Philips и Sony. Сильны также позиции Panasonic, Pioneer, Samsung*, которые следуют вплотную за лидерами.
Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров, информационных ЖК-панелей и ЖК-мониторов с функцией телевизора (только полноцветные стационарные TFT-устройства с диагональю 13--46 дюймов) в I полугодии 2005 г. составил более 196 тыс. устройств, что почти в четыре раза выше показателей аналогичного периода 2004 г. Темпы роста продаж ЖК-панелей по-прежнему не показывают замедления, и прогнозировавшаяся нами ранее отметка в 0,5 млн проданных устройств в текущем году уже представляется вполне реальной. Средневзвешенная стоимость одного устройства за год снизилась почти на 360 долл., что составляет более чем 30%-ную эрозию.
По итогам полугодия тройка лидеров среди поставщиков ЖК-телевизоров выглядит следующим образом*: LG, Philips, Samsung. Кроме того, значительные объемы продаж показывают компании* Sharp и Sony.
На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в I полугодии было продано более 840 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил почти 117 млн долл. Показатели аналогичного периода 2004 г. были превышены на 35 и 22% соответственно. Темпы роста выше, чем в предыдущих периодах, что объясняется как отложенным спросом на ИБП, сложившимся в конце 2004 г. из-за некоторых недопоставок, так и пиковым ростом продаж после майской аварии в электросетях Москвы и Подмосковья.
Различие в динамике денежных и штучных показателей обусловлено снижением средневзвешенной стоимости ИБП, что указывает на структурный сдвиг в сторону увеличения продаж самых легких и дешевых ИБП. В русле этой тенденции лежит и уменьшение доли on-line-ИБП до 1,8% (в натуральном выражении), которое обусловлено некоторым замедлением развития составляющей рынка ИБП, связанной с интеграционным бизнесом.
Несмотря на острую конкуренцию компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* Ippon, PowerCom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно ощутимы позиции компаний* Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), MGE UPS Systems, Neuhaus и Newave.
* Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.