Первое полугодие 2008 г. на российском рынке ИБП, итоги которого подводятся в данном обзоре, показало исчерпание текущей волны роста. Обусловлено это тем, что этот относительно небольшой сегмент ИТ-оборудования, которое к тому же вряд ли можно отнести к самым критично необходимым для ведения бизнеса устройствам, должен быть очень эластичным по отношению к любым возмущающим внешним воздействиям, а они как раз случились. Помимо этого данная отрасль должна быть также очень чувствительна к действиям/бездействию основных игроков.

Обозначенная тема частично поднималась нами в предыдущих «итоговых» обзорах, но сейчас, в разгар экономического кризиса, как никогда, необходимо четко понимать сильные и слабые стороны рынка ИБП, с тем чтобы формулировать как можно более четкую стратегию выживания и развития.

Основные итоги

В течение первой половины года было продано около 1,25 млн ИБП, а в денежном выражении объем продаж составил почти 217 млн долл. Таким образом, российский рынок ИБП продолжил свой практически линейный рост (рис. 1), что, в принципе, должно обнадеживать.

Рис. 1. Динамика рынка ИБП (в штуках).

Однако данная динамика означает, что темпы роста имеют устойчивую тенденцию к снижению (рис. 2), и показатели аналогичного периода 2007 г. были превышены всего на 10 и 9% в штуках и деньгах соответственно. При этом, например, в 2007 г. аналогичные показатели роста составляли 16 и 34%. Да и все прошлые периоды рынок ИБП уверенно рос на 20–30% в штуках.

Рис. 2. Динамика темпов роста рынка ИБП.

Следует отметить, что уменьшение темпов роста рынка в деньгах случилось, несмотря на то что в первом полугодии нынешнего года ИБП подорожали в среднем на 10%, что было обусловлено масштабным повышением цен на commodities1. Снижение средневзвешенной стоимости, очевидно, было связано со структурными сдвигами, вызванными существенным «охлаждением» корпоративной (точнее, инфраструктурной) составляющей рынка, к чему мы вернемся ниже.

Естественно, в натуральном выражении структура рынка изменилась не критично: решения класса on-line как занимали, так и занимают малозначительные 2% рынка. Но в деньгах структура рынка ИБП выглядит совсем по-другому (рис. 3). На массовые решения (off-line, line-interactive и легкий on-line) суммарно приходится почти две трети денежных поступлений. Это так называемая индивидуальная составляющая рынка.

Рис. 3. Структура рынка ИБП в I полугодии 2008 г. (в деньгах).

На групповые решения, т. е. оn-line выше 3 кВ·А, приходится 24,7%, что на целых 3% меньше, чем годом ранее (см. рис. 4). Это именно то уменьшение инфраструктурной составляющей рынка, о которой шла речь выше, и чему отрасль ИБП обязана падением темпов роста денежных показателей, несмотря на удорожание самих устройств.

Рис. 4. Динамика структуры рынка ИБП (в деньгах).

Еще одной причиной, приведшей к уменьшению средневзвешенной стоимости ИБП на рынке, был резкий рост продаж самых дешевых источников off-line, которые показали потрясающую динамику:50%-ное увеличение, в то время как продажи в конкурирующем субсегменте — line-interactive AS — упали на 1,5%.

Лидером рынка осталась компания APC by Schneider Electric, контролирующая около половины рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке по-прежнему являются ИБП под торговыми марками2 Ippon и PowerCom. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC наиболее ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE и Emerson N.P. (Liebert).

Считаете ли вы, что фаза активного роста рынка ИБП исчерпала себя и мы понемногу выходим на «плато»?

«Существенными факторами, сдерживающими рост рынка ИБП в последние месяцы, являются замораживание инвестиционных проектов в сфере строительства и тенденция к сокращению расходов на расширение бизнеса. В то же время финансовой кризис оказал заметно меньшее влияние на сегмент ИT и телекоммуникаций. Учитывая, что рост рынка ИБП в последние годы был в значительной степени обусловлен увеличивающимся спросом на услуги ЦОДов, требующих высоконадежной инфраструктуры, включая бесперебойное энергоснабжение, можно ожидать, что насыщение рынка ИБП имеет кратковременный характер, и фаза активного роста продолжится», — Юрий Фокин, менеджер по продажам ИБП компании Emerson Network Power.

«Рынок ИБП, как и любой другой рынок, тесно связан с экономическим состоянием страны, где производится продукт (известно, что 95% ИБП производятся в Китае), и страны, где он реализуется (в нашем случае — Россия и страны СНГ). В текущем году адекватно оценивать рыночное состояние рынка ИБП весьма сложно — очень велика погрешность, связанная с постоянными изменениями основных макроэкономических показателей. Однако даже в сложившихся условиях я не вижу предпосылок перехода к «плато». С ослаблением негативного влияния некоторых макроэкономических показателей положительный тренд неизбежен. Уверен, что российскому рынку ИБП еще есть куда расти!» — Андрей Колпаков, заместитель директора по развитию компании SVEN.

«По изменениям динамики рынка ИБП в России можно однозначно заметить, что она связана в целом с экономической ситуацией в стране, поэтому прогнозы рынка ИБП будут целиком определяться развитием экономики Российской Федерации. Пока есть все предпосылки к тому, что в будущем мы будем переживать еще достаточно длительную стадию роста (с локальным замедлением непосредственно в разгар экономического кризиса)», — Станислав Коларж, генеральный директор ООО «Абитех».

«С учетом того, что в I и II кварталах 2008 г. российский рынок ИБП развивался стремительными темпами, замедление его роста, безусловно, связано с финансовым кризисом. Подобные изменения коснулись не только сектора ИБП, но и рынка ИТ в целом. Здесь можно отметить два фактора, влияющих на замедление роста. Снижаются закупки со стороны организаций среднего и крупного бизнеса в ключевых отраслях российской экономики. Потребители ИБП малой мощности также более экономно расходуют свои средства. Безусловно, по мере стабилизации экономической ситуации рынок ИБП в России продолжит свой рост, так как он еще далек от насыщения», — Александра Богданова, руководитель подразделения маркетинга АРС by Schneider Electric в России и странах СНГ.

«В текущей экономической ситуации в России с большой долей уверенности можно говорить о замедлении динамики развития рынка ИБП, в то же время о стагнации заявлять еще рано. Многие отрасли все равно будут нуждаться в замене устаревшего оборудования. Длительность данного периода напрямую зависит от продолжительности выхода из кризиса. Насыщение рынка ИБП в России еще не произошло, на это указывает динамика роста до кризиса, поэтому можно ожидать дальнейшего роста рынка после выхода России из сложившегося экономического положения», — Сергей Минаев, коммерческий директор ООО «Диссолт».

«Еще недавно можно было сказать, что падение темпов роста рынка ИБП, наблюдаемое с Q1 2007, в Q1 2008 развернулось вверх и, по нашим прогнозам, должно было стабилизироваться в районе 15–20%. Однако в нынешней ситуации мы ожидаем значительного провала в Q4, до 5–7% роста, если не заметного уменьшения объема рынка по сравнению с 2007 г. Кризис в стране не дал проверить гипотезу насыщения рынка, и через год-два мы ожидаем очередной период роста», — Алекcандр Хорошилов, директор по маркетингу Powercom Russia.

Анализ и выводы

Из факта сильного падения темпов роста продаж ИБП следует сделать следующий важный вывод: рынок подтвердил свою высокую эластичность. Достаточно было ценам подняться (примерно на 10%), как темпы роста упали в два раза — с 20 до 10%. Это, конечно, еще далеко от «классических» уровней ценовой эластичности, когда повышение цен сопровождается прямым падением продаж, но все же «звоночек» крайне настораживающий, поскольку инерция рынка оказалась недостаточной. Здесь, очевидно, сыграл свою роль целый ряд факторов и закономерностей, первая из которых — чем крупнее система, тем большей инерционностью при изменениях она обладает, и вторая — наименее эластичны рынки, базирующиеся на товарах первой необходимости или инфраструктурных решениях, без которых невозможно ведение основной деятельности. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что при существующей конъюнктуре фаза роста рынка ИБП выдохлась, соответственно нас ждет начало консолидации отрасли, сопровождающееся уходом конкурентов с рынка (это напрямую подтверждает анализ товарного предложения). Как видно из рис. 5, в 2007 г. индекс Герфиндаля3, рассчитанный в деньгах, опустился ниже отметки 0,3, сигнализируя о существенном повышении интенсивности конкуренции по сравнению с предыдущими годами. А в 2008 г. уже наметился обратный тренд к уменьшению интенсивности (которое должно быть вызвано как раз консолидацией).

Рис. 5. Динамика индексов интенсивности конкуренции рынка ИБП (в денежном выражении).

Рынок ИБП вообще уникален по сравнению с другими сегментами ИТ-отрасли: здесь наблюдаются значительные вариации темпов роста в штуках и деньгах, обусловленные цикличными структурными сдвигами и «атаками» крупных вендоров, о чем мы уже неоднократно писали раньше. Такая картина свойственна именно ненасыщенным рынкам.

По крайней мере наше недавнее исследование политики корпоративных потребителей сегмента SMB4 показало, что хотя уровень оснащенности средствами защиты критичного оборудования от проблем с электропитанием за последние годы определенно вырос, до удовлетворительной картины еще довольно далеко. Не будем обвинять вендоров в слишком слабой сбытовой активности, а потребителей — в недостатках в сфере использования, но факт остается фактом: рынок ИБП далек от насыщения, а значит, крайне чувствителен к внешним и внутренним воздействиям.

Достаточно аномальная динамика в сегменте самых массовых устройств (опережающий рост off-line) сопровождалась падением средневзвешенной стоимости ИБП off-line на 4% и ростом этого показателя в субсегменте line-interactive AS аж на 13%. Указанные сдвиги были связаны с существенной перестановкой сил в данных субсегментах. В off-line продолжали усиливаться вендоры, работающие в нижнем ценовом диапазоне, что и потянуло за собой общее снижение цен, в то время как в «интерактиве» этот процесс не наблюдался. Соответственно повышение цен, в наибольшей степени затронувшее как раз компании нижнего ценового диапазона, проявило себя в line-interactive AS во всей красе.

Стоит отметить, что именно субсегмент off-line ИБП показывает наиболее выраженную динамику размывания доли компании APC, которая еще несколько лет назад здесь доминировала практически безальтернативно. И хотя она здесь по-прежнему игрок номер 1, но конкуренты (в первую очередь Ippon и Powercom) совсем не дремлют, в результате интенсивность конкуренции быстро растет (рис. 5). За четыре года индекс Герфиндаля упал здесь примерно на треть. Очевидно, что данная тенденция, следствием которой является локальный опережающий рост субсегмента (см. выше), обусловлена опять же действием ценовых факторов. Дело в том, что именно здесь, в самой технологически «примитивной» составляющей рынка, можно более безболезненно предлагать самые дешевые устройства, что сейчас, безусловно, крайне актуально.

Специфика рынка ИБП заключается в том, что данное оборудование по-прежнему относительно слабо представлено в потребительском сегменте. Соответственно, когда с самого начала текущего года корпоративные потребители и гостендеры притормозили из-за политической неопределенности (шли выборы президента и будущая конфигурация власти была неясна), продажи инфраструктурных решений достаточно ощутимо просели. Немалую лепту внес и финансовый кризис, который только сейчас у всех на слуху, но на самом деле начался существенно раньше. В результате и произошло упомянутое снижение вклада групповых решений (рис. 4).

Сейчас, в разгар финансового и в начале экономического кризиса, подобная «несбалансированность» рынка ИБП несет в себе как угрозы, так и возможности. Конечно, розничные покупатели ИБП и ранее вряд ли активно пользовались кредитными схемами покупки, так что проблемы с кредитованием слабо коснутся этой составляющей рынка. Но данный сегмент потребителей пока не основной и вряд ли обеспечит реальную поддержку продаж. Кроме того, большинство вендоров вообще не работает на этом целевом рынке и даже не собирается когда-либо выходить на него.

Можно предположить, что в инфраструктурной составляющей рынка меньше всего просядут гостендеры, поскольку трехлетний бюджет принят, деньги в целом выделены, и если не случится коллапса и долговременного падения цен на нефть ниже отметки в 70 долл., то здесь можно ожидать минимальных потерь. Иное дело — бизнес. Во-первых, одни из ключевых заказчиков — банки — пострадали больше всего, и консолидация этого сегмента выльется в уменьшение количества офисов и т. д. Темпы расширения филиальной сети явно затормозятся. Нехорошо себя будут чувствовать и девелоперы, торговые сети, металлурги... Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: к сожалению, именно сейчас начинается планирование следующего года ИТ-отделами заказчиков, а депрессивный новостной фон не способствует принятию щедрых бюджетов.

Масштабное повышение цен на commodities в последнее время (по крайней мере на момент написания статьи) сменилось сильной коррекцией, что должно благотворно отразиться на себестоимости ИБП. Однако, как только цунами на фондовых рынках уляжется, а доллар подешевеет, мы должны увидеть обратную коррекцию. Так что вряд ли стоит закладываться на долговременный тренд удешевления продукции.

В общем, вопросов больше, чем ответов, и сейчас влияние на рынок ИБП (да и не только) внешних факторов несравненно сильнее, чем внутренних. Этот период нужно переждать и готовиться к тому моменту, когда опять именно конкурентная борьба будет залогом успехов и поражений.

1 См. статью «Угрозы и возможности», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 3, с. 80.
2 Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.
3 Вычисляется как сумма квадратов долей компаний. При росте индекса интенсивность конкуренции уменьшается, а при падении соответственно растет.
4 См. отчет «Комплектация массовых офисных рабочих мест ИТ-оборудованием», компания ITResearch, октябрь 2008 г.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.