Совсем недавно, в середине апреля, в Canalys с сокрушением отмечали  крайне невысокий показатель прироста отгрузок смартфонов в мировой канал продаж за I кв. 2025 г. в годовом выражении, — всего-то 1%. Однако не прошло и пары недель, как уточнённые данные заставили аналитиков скорректировать свои выводы, что, откровенно говоря, делается крайне нечасто. В основном колебания данных (расхождения между предварительными оценками и фактическим числом поставленных в канал устройств) остаётся в пределах статистической погрешности, тем более, что оценка Canalys, относящаяся к середине апреля, оперировала исключительно относительными величинами (процентами), а не абсолютными (количеством единиц товара). И всё же на сей раз экспертам пришлось произвести заметную коррекцию.

Поставки смартфонов в мире по кварталам, млн единиц, столбцы, и их годовая динамика, %, линия, правая шкала: уточнённые данные на конец апреля 2025 г.

Источник: Canalys

По уточнённым данным, за первые три месяца текущего года в мировой канал продаж было отгружено 296,9 млн смартфонов, — всего на 0,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Пятёрку лидеров по количеству поставленных устройств по-прежнему составляют один южнокорейский вендор (Samsung, на его гаджеты приходится 20% отгрузок), один американский (Apple, 19%) и три китайских (Xiaomi — 14%, Oppo и Vivo — по 8%). При этом если бы не резкий всплеск активности американских участников канала, стремившихся ввезти в страну как можно больше ИТ-устройств до вступления в силу пресловутых трамповских «пошлин из ада», вполне вероятно, что глобальные поставки смартфонов и вовсе ушли бы в минус.

В США за I кв. 2025-го было отгружено аж на 12% больше этих устройств, чем за первые три месяца 2024 г., в то время как другие крупные региональные рынки — Латинская Америка, Индия, Средний Восток — наоборот, сократили объёмы поставок. Аналитики фиксируют насыщение спроса на наиболее широко востребованные и недорогие категории смартфонов как раз в перечисленных регионах, отмечая при этом, что в Европе (которая также продемонстрировала спад — приметно на 7% год к году) канал продаж смартфонов столкнулся с затовариванием в высоком ценовом сегменте, где насыщенные функциональностью модели накапливаются ещё с прошлого года, не находя располагающего достаточным объёмом свободных средств покупателя. В то же время поставки бюджетных и средних по цене смартфонов в ЕС с начала 2025-го затруднены из-за ожидания рынком скорого вступления в силу ужесточающих экологические требования директив: приведение в соответствие с ними недорогих устройств оборачивается для вендоров дополнительными издержками и требует определённого времени.

В Canalys (ныне подразделении Omdia) отмечают, с одной стороны, оптимизм вендоров, рассчитывающих на выправление глобальной экономической ситуации если не со второго квартала, то во второй половине текущего года, а с другой — указывают на целый ряд факторов, которые могут ещё сильнее сдержать дальнейший рост смартфонного рынка. Во-первых, растущие издержки производителей заставляют их притормаживать темпы функциональных инноваций в среднем ценовом диапазоне, наиболее сегодня востребованном, что, в свою очередь, удлиняет фактический цикл использования приобретённых ранее смартфонов: теряется смысл сравнительно быстрого (через 2-3 года) апгрейда. Во-вторых, именно в этом среднем диапазоне (200-400 долл. США за смартфон без учёта налогов) разворачивается наиболее яростная конкурентная борьба, в том числе и ценовая, что дополнительно снижает норму прибыли участников канала. В-третьих, всё громче звучащие (и не только из Белого дома) призывы к локализации ИТ-производств, в частности, и смартфонных сборочных, ввергают разработчиков и их ODM-партнёров в дополнительные издержки, что также отражается на готовности вендоров инвестировать в НИОКР для создания ещё более привлекательных для потребителя — и в то же самое время не запредельно дорогих — моделей.