Аналитический центр GS Group представил отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам первой половины 2023 г.

  • Мировой рынок смартфонов продолжает падать. С одной стороны, турбулентность в мировой экономике ухудшает потребительские настроения, в том числе и на рынках вычислительной техники. С другой стороны, текущая модель рынка смартфонов давно переживает кризис перенасыщения устройствами, а основной выигрыш получают не производители смартфонов, а владельцы экосистем, построенных на их базе.
  • Импорт мобильных телефонов в Россию за 6 мес. 2023 г. вырос на 7% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — до 15,6 млн штук, из которых смартфоны составляют 80%. Импорт смартфонов составил 12,4 млн штук (рост на 26%, 6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.). Текущий подъем связан с эффектом низкой базы в первой половине 2022 г. Если сравнить поставки с уровнем последних трех лет до санкций, то импорт смартфонов в 2023 г. отстает на 17,2 %. Поставки кнопочных мобильных телефонов сократились на 32% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — до 3,2 млн штук.
  • За 6 мес. 2023 г. нижний (бюджетный) сегмент (смартфоны до 10 тыс. руб.) вырос на 12% — до 3 млн штук. Доля сегмента упала с 27 до 24%. Средний ценовой сегмент (смартфоны от 10 до 30 тыс. руб.) вырос на 24% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — с 5,5 до 6,8 млн штук, а его доля — 55 %. Верхний сегмент (смартфоны от 30 тыс. руб.) вырос на 58% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — до 2,6 млн штук, а его доля составила 21%.
  • Суммарные поставки лидеров (Xiaomi, Samsung, Realme, Tecno, Apple, Honor и Huawei) выросли на 25% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — до 10,5 млн штук. Однако если сравнить со средним уровнем досанкционного периода (13,1 млн штук в 1 полугодии 2019–2021 гг.), то поставки лидеров просели на 20%. Лидеры контролируют 85% рынка смартфонов, что близко к среднему уровню последних лет. На прочие бренды смартфонов приходится 15% поставок: 7% в нижнем сегменте (1,1 млн штук) и 9% в среднем и верхнем сегментах (0,8 млн штук).
  • Поставки смартфонов Xiaomi в Россию за 6 мес. 2023 г. составили 3,5 млн штук, доля бренда упала с 35 до 28%. Россия находится на третьем месте среди ключевых национальных рынков Xiaomi, обгоняя Индонезию и Бразилию. Парк активных смартфонов Xiaomi в России превысил 26,5 млн штук. Основную долю поставок Xiaomi в Россию во 2 кв. 2023 г. составили модели семейства Redmi Note 12 — 29%. На cуббренд POCO приходится 31% поставок.
  • По итогам 1 полугодия 2023 г. Samsung занимает второе место в России с долей 13 % (1,6 млн штук), т. е. вдвое уступает Xiaomi. Около 70% поставок Samsung приходится на A серию 2023 г., еще 15% — на флагманы S серии. Доля России в мировых поставках Samsung упала с 4,3% во 2 кв. 2020 г. до 1,3% во 2 кв. 2023 г. и будет сокращаться еще больше.
  • С долей 12% Realme занимает третье место в России. За 6 мес. 2023 г. поставки Realme в Россию выросли на 26% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — до 1,5 млн штук.
  • Поставки смартфонов Tecno за 6 мес. 2023 г. выросли в 2,5 раза (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.) — до 1,3 млн штук. Компания уже на 4-м месте и занимает 10% рынка. Парк активных смартфонов Tecno почти достиг 4 млн штук, это самый молодой парк в России — 95% устройств моложе полутора лет. У компании есть серьезные планы на премиальный сегмент: несмотря на то что доля флагманов у Tecno пока не превышает 1%, компания также участвует в гонке раскладушек, предлагая Phantom V Fold и Phantom V Flip.
  • Импорт iPhone в Россию по итогам 6 мес. 2023 г. составил 1,1 млн штук, доля упала до 9%. В целом положение Apple в России ухудшается. iPhone, с одной стороны, теряет лоск премиального атрибута, с другой — имидж технологичного шедевра, созданного для клиента.
  • Honor занимает в России пятое место с долей рынка 8% (1 млн штук). Общий парк активных смартфонов Honor в России составляет 7,6 млн штук (с учетом моделей, выпущенных до отделения от Huawei).
  • Импорт Huawei в Россию составил 0,6 млн штук, а парк активных смартфонов в России составляет 4,8 млн штук. Треть всех поставок Huawei составляют флагманы от 60 тыс. руб.: в первую очередь, это семейства P60, а также Mate 50.
  • По итогам 6 мес. 2023 г. доля Infinix достигла 8,2% (более 1 млн штук). У Infinix самый большой парк смартфонов в России после семерки лидеров — 2 млн штук. Суммарная доля брендов Transsion Holdings (Tecno, Infinix и Itel) на российском рынке достигла 20% (в два раза выше, чем в целом по миру).
  • По итогам 6 мес. 2023 г. доля брендов Китая достигла 77% и будет расти. Политика открытых дверей для Apple и Samsung, несмотря на их официальный уход, помогает им удерживать позиции в России. Однако хорошо виден технологический рост китайских конкурентов, который уже позволяет переходить от простой конкуренции по цене к соревнованию технических характеристик, надежности устройств и дистрибьюторской и сервисной политики.
  • Доля российских брендов, собранных в Китае, неуклонно снижается: они не могут быть одновременно и технологичнее, и дешевле, чем китайские аппараты, собранные на том же заводе. Только у СТМ (собственных торговых марок) розничных сетей есть небольшое преимущество. Однако в случае разработки и производства устройств в России действуют совсем другие правила, поэтому шансы на успех гораздо выше.
  • Оборот российского рынка смартфонов за 6 мес. 2023 г. составил 314 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС), с учетом кнопочных мобильников — 318 млрд руб. Оборот рынка вырос на 42% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.), что объясняется эффектом низкой базы (в 1 полуг. 2022 г. оборот упал на 34%), а также ростом средней стоимости устройств. По объективным причинам средние цены на смартфоны в России выросли на 32% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2022 г.), а по сравнению с 2021 г. — на 20% (6 мес. 2023 г. к 6 мес. 2021 г.).
  • Консолидация по обороту на рынке смартфонов падает: если в 2018–2021 гг. три лидера получали не менее 80% всех денег российских покупателей смартфонов, то в 2023 г. — только 69%. Лидеры те же: на Apple приходится 34% выручки всего рынка, у Xiaomi — 19%, у Samsung — 16%. Следом идут Realme, Huawei, Honor и Tecno, которые в сумме набирают 23%. На прочие бренды приходится менее 7%, а на кнопочные телефоны — всего 1,3% оборота рынка.

Аналитики отмечают, что в России появляется все больше проектов реального производства смартфонов, а не только логотипов. При этом ключом к успеху являются не отдельные разрозненные действия, а именно синергия растущих компетенций лидеров российской радиоэлектроники, широкой господдержки и собственной российской ОС.