Аналитики ЮMoney и проекта «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (входят в экосистему Сбера) провели исследование игрового рынка России и выяснили, что с 1 января по 31 мая 2021 г. российские геймеры совершили на игровых ресурсах на 40% больше онлайн-покупок, чем за аналогичный период 2019 г., а оборот этих площадок вырос в 2,2 раза. Объем продаж игровых консолей увеличился в 3,6 раза, а объем продаж видеокарт  на 44%. Результаты опроса ресурса Sports.ru среди геймеров показали, что 44% респондентов стали больше тратить на игры до 1000 руб. в месяц.

Опрос порядка 1,5 тыс. пользователей Sports.ru показал, что большая часть аудитории (54,5%) предпочитает мультиплеерные игры, остальные выбирают одиночные. Среди любимых жанров шутеры (59,6%), RPG (56,4%) и экшены (53,8%). Меньшей популярностью пользуются стратегии (40,5%), симуляторы (37,4%) и MOBA (35,1%). Всего 15,8% считают себя фанатами ММО, 12,2% проходят квесты, а файтинги любят только 9,4% опрошенных.

Подавляющее большинство опрошенных геймеров (83,3%) выбирают десктоп, остальные мобильные игры. Среди консолей ожидаемо лидируют PS4 ими пользуются 32,2%, в то время как PS5 есть у 8,3%. Nintendo Switch предпочитают всего 4%, приставки Xbox One и One X  3,4%, а на Xbox Series S и X играют 2,5%. Облачными сервисами для гейминга пользуются менее 1% пользователей Sports.ru. При этом за последние четыре года у 60% опрошенных не изменилась основная платформа для игр. Еще 16,7% стали больше играть на PlayStation, 16,1% на десктопе, а 3,6%  на Xbox.

Играть стали больше, траты тоже увеличились

Пользователи Sports.ru по-разному проявляют интерес к новым играм. Среди участников опроса 45,2% совершают покупки один раз в несколько месяцев, а 20%  лишь раз в год. Раз в месяц готовы тратиться на игры 16,8% геймеров, несколько раз в месяц 8%, а каждую неделю  1,1%. Оставшиеся 8,9% опрошенных заявили, что не покупают игры. Большая часть респондентов (65,3%) тратят на игры до 1000 руб. в месяц, 31,3%  от 1000 до 5000 руб., а 3%  от 5000 до 10 000 руб. Выделять на игры больше 10 000 руб. каждый месяц готовы всего 0,4%.

Траты в играх на получение доступа к некоторым опциям также распространены среди геймеров. Раз в несколько месяцев такие покупки совершают 83,8% пользователей, раз в месяц 9,1%, раз в несколько недель  5,2%, а раз в неделю  только 1,4%. Раз в несколько дней делают покупки 0,3% опрошенных и каждый день — лишь 0,2%.

При этом 39,6% тратят на внутриигровые предметы меньше 1000 руб., а 10,8%  от 1000 до 5000 руб. От 5000 до 10000 руб. расходуют 0,9% опрошенных, 0,3% — от 10000 до 25000 руб. и лишь 0,2% — более 25000. Остальные 48,2% геймеров ответили, что не тратят деньги в виртуальном мире игр.

В сравнении с 2018 г. уровень трат на игры не изменился у 27,9% опрошенных геймеров. Тратить меньше стали 28%, тратить немного больше  25,1%, а значительно больше 19%.

Самые популярные игры за последние четыре года

1. Dota 2

2. Counter-Strike: Global Offensive

3. Серия игр FIFA 19/20/ и 21

4. Red Dead Redemption 2

5. Detroit: Become Human

6. Mortal Kombat X и 11

7. Cyberpunk 2077

8. Metro Exodus

9. Battlefield I и V части серии игр

10. Серия игр Call of Duty: Black Ops/ Modern Warfare/ Cold War/ и Warzone

11. Assassin’s Creed Odyssey

12. Apex Legends

13. Far Cry 5

14. Star Wars Jedi: Fallen Order

15. Spider-man

В России продолжается бум игровой индустрии

Анализ платежей на игровых ресурсах за первые пять месяцев 2019, 2020 и 2021 гг. показал устойчивую тенденцию роста числа покупок среди геймеров. С 1 января по 31 мая 2021 г. количество покупок выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а оборот магазинов увеличился в 2,1 раза. Средний чек стал больше на 62% и составил 367 руб., а среднее число заказов на одного любителя игр достигло восьми (+64%). Сравнение платежей за 2021 г. с данными за 2019 г. показывает еще более высокий рост количества покупок и оборота игровых онлайн-площадок  на 40% и в 2,2 раза соответственно. Средний чек увеличился на 59%, а среднее число покупок одного геймера выросло на 115%.

В ЮMoney отмечают: «Игровая индустрия  одна из самых быстрорастущих отраслей в мире, и пандемия еще больше ускорила ее рост. Сейчас Россия переживает настоящий бум спроса на компьютерные игры. За первые пять 2021 г. наибольший рост числа любителей игр среди регионов показал Санкт-Петербург (в 4,2 раза), а самый большой рост по количеству покупок игр продемонстрировала Архангельская область (в два раза). Около 90% геймеров за последние три года в основном оплачивали покупки с десктопа, остальные со смартфона. Среди методов оплаты большой популярностью пользуются Pay-платежи  в 2021 г. они показали рост в 3,8 раза относительно прошлого года. Платежи банковскими картами продемонстрировали рост в 4,3 раза».

Стримерам стали платить больше

Часто пользователи переводят геймерам деньги в виде донатов в качестве платы за игровые трансляции. За пять месяцев 2021 г. оборот таких переводов на платформе ЮStream составил более 16 млн руб., что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число переводов также выросло в 1,7 раза. Количество самих стримеров, принимающих пожертвования через ЮStream, увеличилось на 30%. Сумма среднего перевода почти не изменилась и составила 328 руб. При этом доходы стримеров увеличилсь: средний оборот одного геймера вырос на 33% — до 10 367 руб.

Игры на весь кэшбек

Пользователи ЮMoney на цифровой витрине сервиса могут приобрести различные компьютерные игры и консоли. Наибольшей популярностью среди геймеров пользуются серии игр Call of Duty, FIFA, World of Warcraft, Battlefield и Age of Empires. Таких покупателей больше всего в Москве. Накопленный кэшбек геймеры чаще всего тратят на подарочные карты, которые позволяют приобретать на игровых ресурсах различный цифровой контент, например подписку PlayStation Plus. Также высоким спросом пользуются подарочные сертификаты ритейлеров.

Взрывной рост на комплектующие для гейминга и игровые консоли

По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», спрос на игровые консоли за пять месяцев этого года значительно вырос. Объем продаж офлайн- и онлайн-магазинов в натуральном выражении (шт.) увеличился в 5,5 раза по сравнению с 2020 г. и в 3,6 раза — по сравнению с 2019-м. Средний чек при этом вырос в 2,1 раза и составил 30 590 руб., превысив показатель 2019 г. в 2,6 раза. Геймеры также активно покупали портативные игровые приставки. Количество продаж относительно 2020 г. выросло на 31%, а вот средний чек снизился на 12% — до 10 630 руб. В сравнении с 2019 год. приставок было куплено на 18% больше, а средний чек при этом уменьшился на 22%.

Тенденции высоких продаж сохранились и среди компьютерных комплектующих. В текущем году объем продаж видеокарт относительно 2020-го вырос на 37%, а средний чек — на 123%, до 39 070 руб. Эти показатели в сравнении с 2019 г. увеличились на 44% и 114% соответственно.

Среди любителей игр популярностью пользовалась и оперативная память (ОЗУ) для компьютеров. В сравнении с 2020 г. число продаж увеличилось в 2,9 раза, а средний чек вырос на 2%, до 2227 руб. Относительно 2019 г. эти показатели выросли в 5,7 раза и на 6% соответственно.

Эксперты проекта «Чек Индекс» отмечают, что потребительский интерес к игровым гаджетам и комплектующим, которые входят в условный набор геймера, резко вырос весной прошлого года на фоне пандемии и изоляции. Многие россияне, особенно любители компьютерных игр, совершали отложенные ранее покупки, стараясь хеджировать риски в связи с изменением валютных курсов. Спрос на комплектующие и игры рос как в нашей стране, так и во всем мире. За время длительного карантина игровая индустрия сумела заметно нарастить клиентскую базу и собрать колоссальный пользовательский опыт, который помогает развивать рынок. Продажи за два года говорят об устойчивом росте интереса к сфере гейминга, что отражается и на рынке компьютерных комплектующих.

«Чек Индекс» — аналитический ресурс «Платформы ОФД», ежедневно обрабатывающей свыше 44 млн чеков более чем с миллиона онлайн-касс России. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На сайте проекта регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, основанные на агрегированных обезличенных данных ОФД.

О компаниях, проведших исследование

ЮMoney — сервис электронных платежей, который помогает пользователям оплачивать товары и услуги, переводить и принимать деньги. С 23 июля 2020 года 100% акций ЮMoney принадлежит Сбербанку. Для пользователей у ЮMoney есть различные инструменты для приема платежей через интернет, для бизнеса — универсальное платежное решение ЮKassa.

Sports.ru — медиа о спорте с более чем 20-летней историей. В 2015 г. на Sports.ru открылся киберспортивно-игровой раздел, который создается игроками для игроков. Sports.ru пишет для тех, кто играет сам, и для тех, кто смотрит матчи. Ежемесячно киберспортивно-игровой раздел сайта посещает более 3 млн уникальных пользователей.