Согласно предварительным данным отчета компании IDC, в четвертом квартале 2017 г. (4Q17) мировой рынок планшетов типа detachable («детачи») вырос на 10.3% в годовом исчислении, до значения 6.5 млн штук. Показатель динамики за весь 2017-й год остался положительным (+1.6%) при объеме продаж 165 млн штук. Но явно видно замедление роста, поскольку в 2016 г. рост составлял 24%. Частично аналитики связывают замедление динамики с нарушением ритма выпуска крупных новинок, например, внеочередной выход модели Surface, когда более старые модели залеживаются на полках магазинов, а потребители ожидают их обновления и, таким образом, рост задерживается.

В то же время продажи планшетов старого типа (не detachable) продолжили резкое падение: их объем в четвертом квартале составил 43.1 млн штук, а за год в целом – 141.7 млн штук, что соответствует снижению на 7.6% относительно предыдущего года. Их теперь в основном рассматривают лишь в качестве устройств для потребления контента.

Apple, занимающая первое место (см. табл. 1), в предпраздничном квартале продолжила существенный отрыв от конкурентов как за счет недорого 9.7-дюйм iPad, так и обновленного iPad Pro. Отмечается смещение фокуса компании на модель iPad Pro, имеющую хороший потенциал и в корпоративном сегменте, и в сфере образования, хотя в этих сегментах ее рост еще только ожидается.

Таблица 1. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в 4Q17 (отгрузки в млн штук)

Вендор

Отгрузки в период 4Q17

Доля рынка в 4Q17

Отгрузки в период 4Q16

Доля рынка в 4Q16

Динамика в годовом исчислении

1. Apple

13.2

26.6%

13.1

24.3%

0.6%

2. Amazon.com

7.7

15.6%

5.2

9.6%

50.3%

3. Samsung

7.0

14.1%

8.0

14.9%

-13.0%

4. Huawei

3.5

7.1%

3.2

5.9%

11.9%

4. Lenovo

3.1

6.2%

3.5

6.6%

-13.1%

Прочие

15.1

30.4%

20.8

38.7%

-27.7%

Всего

49.6

100.0%

53.8

100.0%

-7.9%

Источник: IDC, февраль 2018 г.

Компании Amazon.com удалось отвоевать вторую позицию у Samsung за счет больших скидок, которые американский гигант предлагал в предпраздничный квартал. Потребителей привлекло и включение в планшеты голосового помощника Alexa. Кроме того, компания сумела охватить новые рынки.

Samsung переехала на третью позицию, хотя покупки detachable-моделей продолжили рост, перевесил фактор снижения спроса на простые (slate) планшеты компании. Samsung в дальнейшем будет сложно обновлять свой портфель до более дорогих и detachable-моделей. Однако по итогам всего года (см. табл. 2) корейский вендор держит второе место.

Политика Huawei переходить на сегмент detachable-планшетов пока не принес компании успеха. Однако бренд компании усиливается, она ведет агрессивную политику завоевания канала, и это дало ей возможность укрепиться в первой пятерке. Еще одно преимущество планшетов Huawei – наличие возможности сотовой связи.

Lenovo идет к рынку планшетов от традиционных ПК, и эта политика начала давать свои плоды. Продажи моделей класса detachable компании за последний год вырос.

Таблица 2. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в 2017 г. (отгрузки в млн штук)


Вендор

Отгрузки в 2017 г.

Доля рынка в 2017 г.

Отгрузки в 2016 г.

Доля рынка в 2016 г.

Динамика в годовом исчислении

1. Apple

43.8

26.8%

42.6

24.3%

3.0%

2. Samsung

24.9

15.2%

26.6

15.2%

-6.4%

3. Amazon.com

16.7

10.2%

12.1

6.9%

38.0%

4. Huawei

12.5

7.7%

9.8

5.6%

28.0%

4. Lenovo

10.3

6.3%

11.0

6.3%

-6.3%

Прочие

55.3

33.8%

72.8

41.7%

-24.1%

Всего

163.5

100.0%

174.9

100.0%

-6.5%

Источник: IDC, февраль 2018 г.