ИАА TelecomDaily опубликовала результаты исследования, согласно данным которого общее количество абонентов платного ТВ в России по итогам 2017 г. составило 42,13 млн. Таким образом, за последний квартал зафиксирован прирост на уровне всего лишь 250 тыс. новых подписчиков (см. диаграмму). А за весь год число абонентов платного увеличилось на 930 тыс. домохозяйств. Впервые за последние несколько лет рынок не набрал 1 млн новых абонентов. Проникновение сервисов платного ТВ по итогам 2017 г. составило 75%. Средний чек на одного абонента (ARPU) вырос и составил по итогам года 170 руб. в месяц (по итогам 2016-го — 155 руб.). Рост ARPU связан, в первую очередь, с использованием дополнительных сервисов, таких, как отложенный просмотр, пауза и др.

Порядка 90% новых подключений в 2017 г. пришлось на первую пятерку крупнейших на рынке операторов.

Лидер рынка, спутниковый оператор «Триколор ТВ», за 2017 г. увеличил абонентскую базу на 140 тыс. подписчиков, до 12,28 млн домохозяйств (см. таблицу). Второй по величине игрок, «Ростелеком», увеличил базу на 520 тыс., до 9,82 млн. Третий по числу абонентов «Эр-Телеком» вырос на 372 тыс. подписчиков, до 3,342 млн. Рост компании в 2017 г. происходил в основном не за счет органического роста, а через сделки M&A. Оператор «Орион» увеличил базу на 122,4 тыс., до 3,342 млн. абонентов, а МТС — на 36 тыс., до 2,796 млн. При этом «Ростелеком» снова обеспечил себя порядка 50% новых подключений за квартал.

Пятерка крупнейших операторов платного ТВ по итогам 2017 года

№ п/п

Название компании

Число абонентов 2017 года

Число абонентов III квартала 2017

Число абонентов 2016 года

1

«Триколор ТВ»

12 280 000

12 240 000

12 140 000

2

«Ростелеком»

9 780 000

9 660 000

9 300 000

3

«ЭР-Телеком»

3 342 000*

3 150 000*

2 970 000

4

«Орион»

3 075 400

3 032 300

2 953 000

5

МТС

2 796 000**

2 785 000

2 760 000**

*- с учетом абонентов купленных компаний в 2017 году (Акадо СПб и Екатеринбург, ВестКолл Волгоград и др.)

**- без учета спутникового сегмента, так как нет предоставленных официальных данных от МТС по спутниковому сегменту

Таким образом, на «Триколор ТВ» пришлось 29% всех абонентов платного ТВ в России, на «Ростелеклм» — 23%.

Отмечается, что в 2017 г. операторам не удалось привлечь значительное число абонентов, что говорит о насыщении рынка с точки зрения новых подключений. Сейчас операторы стараются увеличивать выручку с каждого абонента, предлагая больший спектр услуг. По-прежнему активен спутниковый сегмент, но более 75% подключений за отчетный период приходится на проводное вещание"