Исследовательское агентство iKS-Consulting завершило ежегодное инициативное исследование «Рынок платного телевидения и потребительских предпочтений в РФ, 2016-2020», основные результаты которого приводятся ниже.

Объем, динамика и проникновение рынка платного ТВ

По оценкам iKS-Consulting, к концу 2016 г. услугой платного телевидения (без учета абонентов систем коллективного приема телевидения (СКПТ), но с учетом пользователей расширенного социального пакета компаний «Ростелеком» («Мостелеком» в Москве и ТКТ в Санкт-Петербурге) и «Акадо») пользовались 41,2 млн домохозяйств (см. рис. 1).

Таким образом, российская аудитория платного ТВ выросла на 4,9% за год. Проникновение услуги к концу 2016 г. составляет 72,8% общей численности домохозяйств, увеличившись на 3,4% по сравнению с результатами 2015 г.

Рис. 1. Платное телевидение в РФ, абонентская база, млн пользователей

Источник iKS-Consulting

Объем рынка платного ТВ в деньгах в 2016 г. вырос на 8,7% и составил 73,2 млрд руб. (рис. 2).

Рис. 2. Объем рынка платного ТВ в РФ, млрд руб.

Источник iKS-Consulting

В целом отмечается ежегодное увеличение ARPU, в настоящий момент данный показатель составляет 152 руб., при этом наблюдается небольшой рост — 3,4% по сравнению с предыдущим годом.

В разных сегментах рынка динамика по абонентам сильно разнится (см. таблицу). Кабельное ТВ, практически переставшее расти, продемонстрировало лишь небольшую динамику по результатам 2016 г. (1,2%). При этом имеет место сокращение абонентов аналогового ТВ (-5,5%) и значительный прирост подписчиков цифрового ТВ (+21%).

Рост сегментов рынка платного ТВ, 2016 г.

Источник: iKS-Consulting

Проникновение услуги в регионах

В России до сих пор существует достаточно сильная разница в проникновении услуг платного ТВ в разрезе федеральных округов (см. рис. 3), что обусловлено следующими факторами:

— Наличие или отсутствие в регионе крупных городов с развитой кабельной инфраструктурой.

— Полнота охвата спутниковым вещанием в том или ином регионе.

— Различия в уровне экономического развития регионов.

Рис. 3. Проникновение услуги платного ТВ по ФО, динамика 2016/2015 гг.

Источник: iKS-Consulting

В зависимости от степени насыщенности региональных рынков, доступности услуги платного ТВ и социально-экономических факторов, различается и проникновение в федеральных округах.

Лидерами являются Центр и Северо-Запад: наряду с высоким проникновением темпы прироста здесь меньше, чем в остальных регионах. Быстрее всего численность абонентов платного ТВ увеличивается на рынках Сибири, Дальнего Востока и Урала, поскольку здесь проникновение еще не соответствует среднероссийскому и остается большой потенциал для роста.

Крупнейшие операторы РФ в 2016 г.

В число топ-операторов с рыночной долей более 5% по стране входят 5 провайдеров. Основное изменение, произошедшее за последние полтора года стал выход оператора ЭР-Телеком на третье место, он на 0,04% опережает следующую за ним компанию Орион-Экспресс. «Орион Экспресс», показав прирост в 10,6% по отношению к прошлому году, вплотную идет за компанией «ЭР-Телеком».

Лидерами рынка, как и в прошлом году, стали «Триколор ТВ» (у него крупнейшая абонентская база) и федеральный мультисервисный оператор «Ростелеком», предоставляющий услугу платного ТВ по двум технологиям (IPTV, кабельное ТВ) — данные операторы в совокупности имеют 52% всего рынка по абонентской базе и 53% по доходам.

Пятое место теперь занимает компания МТС, которая преодолела негативный тренд последних лет и вернулась к положительной динамике абонентской базы, в том числе за счет IPTV. Хотя данный момент не помог компании остаться на прежнем третьем месте (см. рис. 4).

Рис. 4. Крупнейшие операторы РФ в 2016г. по числу абонентов.

Источник: iKS-Consulting