Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка платного телевидения. По оценкам компании, в 2015 г. абонентская база платного ТВ в России выросла до 39,8 млн подписчиков. Основной вклад внесли спутниковое ТВ (+8% новых абонентов) и IPTV (+23,9%).
По базовому прогнозу до 2020 г. эти сегменты продолжат расти: спутниковые тарелки за счет отсутствия альтернативы вне городов, а IPTV – за счет увеличения проникновения широкополосного доступа в Интернет. С 2014 по 2015 гг. доля сегмента IPTV выросла с 12,5 до 14,6%. Доля кабельного ТВ будет снизилась (с 48,8% до 45,9%) и продолжит снижаться, при этом внутри сегмента подписчики будут переходить с аналогового телесигнала на цифровой.
В борьбе за абонента в 2015 г. крупные операторы использовали агрессивные маркетинговые кампании, пакетирование большого количества услуг в одно предложение и скидки по акциям. Но основным аргументом для зрителя продолжают оставаться большой набор телеканалов (максимальное предложение оператора – 276) и наличие в нем HD-версий (до 60). Количество зрителей HD-каналов выросло за год на 40% и составило 14,3 млн домохозяйств.
Больше всего новых абонентов привлекли операторы Триколор-ТВ и Ростелеком. Как результат, на них теперь приходится более половины всех подписчиков платного ТВ России (29,6 и 21,7% соответственно). При этом из-за разных тарифных политик Топ-5 рейтинга операторов по выручке выглядит иначе:
1. Ростелеком.
2. Триколор-ТВ.
3. Эр-Телеком.
4. МТС.
5. НТВ Плюс.
Общая выручка операторов от предоставления услуг платного ТВ выросла в 2015 г. на 5% и достигла 69,8 млрд руб. Это стало возможным благодаря резкому росту доходов двух лидеров рынка, тогда как у остальных игроков обороты выросли слабо или даже упали.
Рынок телеконтента
Телеканалы в отчетном году претерпели существенную трансформацию из-за новых законодательных норм. В результате слияний, поглощений и укрупнений получилось 18 агрегаторов и дистрибьюторов. Три из них являются самыми большими по количеству каналов (Национальная Медиагруппа, Газпром-Медиа и Сигнал Медиа). Общее количество неэфирных каналов, доступных на территории страны, составляет 363, из которых более 80% распространяется на платной основе.
Прогнозы развития отрасли платного
ТВ Рынок платного ТВ России в ближайшие годы продолжит расти как в абонентах, так и выручке. Эксперты прогнозируют среднегодовые темпы роста выручки всего рынка на период до 2020 г. не выше чем в 2-3%, что обусловлено уменьшением реальных доходов населения и активной конкуренцией среди операторов.
Наращивание доходов операторов возможно, прежде всего, за счет развития дополнительных услуг, таких как VOD (видео по запросу), Timeshift (отложенный просмотр) или Multiroom (подключение нескольких телевизоров в домохозяйстве). При этом сервисы, которые позиционировались ранее как отдельные (например, мобильное ТВ) объединяются в Multiscreen (возможность смотреть передачи и фильмы на любом устройстве в рамках общей подписки). Это стало следствием изменений в спросе со стороны потребителей, замены парка телевизоров (роста доли SmartTV) и увеличения числа мобильных устройств.
В рамках сценария опережающего развития проникновения новых технологий J'son & Partners Consulting прогнозирует, что в 2019 г. общее количество абонентов платного ТВ и подписчиков OTT-сервисов может превысить число домохозяйств в России.