Согласно исследованиям аналитической фирмы Gartner, в 2015 г. компании Samsung и Apple продолжают лидировать в закупке полупроводниковых комплектующих на мировом рынке с общей долей 17,7%. В то же время, по данным Gartner, наиболее быстро наращивающие в последние пять лет объемы приобретаемых полупроводниковых комплектующих Samsung и Lenovo в 2015 г. уменьшили свое присутствие по критерию TAM *.
Суммарные затраты на полупроводниковые комплектующие Samsung Electronics и Apple в 2015 г. достигли невиданного ранее объема в 59 млрд долл. Хотя эти компании и занимали первые строки рейтинга по потреблению на рынке полупроводников, рост объемов закупок Samsung по критериюTAM в 2014-2015 гг. оказался ниже среднерыночного.
Первая десятка главных потребителей полупроводниковой продукции затратила 123 млрд долл., что составило 36,9% от мирового оборота производителей чипсетов. Однако этот показатель 2015 г. оказался ниже, чем в 2014 г., когда доля закупок первой десятки фиксировалась на уровне 37,9%. Аналитики объясняют такое снижение рынка появлением компании HP Enterprise, которая начала развивать свой бизнес для корпоративного рынка и вытеснила Toshiba из первой десятки.
Однако в 2015 г. объем Toshiba по критерию TAM составил 4,6 млрд долл., и если учесть ее вклад, то первая десятка компаний по версии 2014 г., куда вошли бы HP , Hewlett Packard Enterprise и Toshiba аккумулировала бы объем рынка в 127,6 млрд долл. (38,2% от мирового оборота производителей чипсетов).
IDC отмечает, что замедление рынка производителей электронных устройств неизбежно скажется на потребительском рынке чипсетов, увеличивая риск его снижения. Многие крупные производители чипсетов, стремясь снизить зависимость от крупных потребителей (типа Samsung Electronics, Apple и Lenovo), предпринимают усилия по диверсификации продаж за счет привлечения множества малых компаний-потребителей, что позволит им стабилизировать рост бизнеса за счет многоуровневого сбыта.
Таблица. Динамика затрат первой десятки мировых потребителей чипсетов по критерию TAM
Ранг в 2014 г. |
Ранг в 2014 г. |
Компания |
Объем затрат, 2014 г. |
Объем затрат, 2015 г. |
Относительный рост, 2014-2015, % |
Доля рынка в 2015 г.,% |
1 |
1 |
Samsung Electronics |
30,989 |
29,867 |
-3.6 |
8.9 |
2 |
2 |
Apple |
27,177 |
29,116 |
7.1 |
8.7 |
4 |
3 |
Lenovo |
13,743 |
13,329 |
-3.0 |
4.0 |
5 |
4 |
Dell |
10,880 |
10,686 |
-1.8 |
3.2 |
3 |
5 |
HP Inc. |
15,616 |
8,634 |
-44.7 |
2.6 |
7 |
6 |
Huawei |
6,040 |
7,020 |
16.2 |
2.1 |
6 |
7 |
Sony |
7,631 |
6,947 |
-9.0 |
2.1 |
- |
8 |
Hewlett Packard Enterprise |
0 |
6,473 |
- |
1.9 |
9 |
9 |
LG Electronics |
5,743 |
5,533 |
-3.7 |
1.7 |
8 |
10 |
Cisco Systems |
5,817 |
5,430 |
-6.7 |
1.6 |
|
|
Остальные |
216,695 |
210,684 |
-2.8 |
63.1 |
|
|
Рынок в целом |
340,331 |
333,718 |
-1.9 |
100.0 |
Источник: Gartner, январь 2016 г.
Примечание: Некоторые цифры столбцов не изменились вследствие округления.
(*) — TAM (Total addressable market, или total available market) — общий адресный рынок —это рынок конкретной компании, где она теоретически может получать доход при условии отсутствия конкурентов.