Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК и ноутбуки) в первом полугодии составил 1911 тыс. шт., что на 45% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сегмент ноутбуков упал в сравнении с прошлым годом на 48%, а десктопов — на 40%. Продажи мобильных ПК по-прежнему падают быстрее, чем любой другой сегмент рынка компьютеров (см. рисунок). Рынок десктопов также резко повысил темпы спада, поскольку эффект обновления парка в корпоративном секторе, связанный с отменой поддержки Windows XP, уже перестал работать, а выход Windows 10 — еще не начал. Менее сильно, но все же снижаются и продажи AIO — спад в этом подсегменте настольных ПК составил 27%, при этом доля моноблоков среди настольных ПК составила 14%.

Лидирующую группу компаний на рынке ноутбуков по итогам полугодия составили* Acer, Asus, DEXP (DNS), HP и Lenovo. Суммарная доля первой пятерки — 92%, и это больше, чем когда-либо ранее.

В сегменте настольных ПК в первую пятерку вошли* Aquarius, HP, Depo, DNS и Lenovo. Ее суммарная доля впервые в истории перевалила за половину рынка (54%).

kartinka.gif

Динамика ряда ИТ-сегментов в натуральном выражении. H1_2015/H1_2014

Планшеты

За первое полугодие 2015 г. в Россию было отгружено 2,15 млн планшетов на сумму около 19 млрд руб. В годовом исчислении рынок снизился на 43% в штуках и почти на столько же, на 44% — в деньгах. Однако если вести расчет в долларах, то снижение составило около 66%. Такой провал на российском рынке планшетных ПК наблюдается впервые.

Группу лидеров среди вендоров составили* Digma, Lenovo, Prestigio, Samsung, которые значительно опережают остальные компании. Очень слабо сработала Apple, она сейчас не входит даже в первую десятку. Вместе с тем на отмеченных лидеров суммарно приходится менее 50% продаж, что означает достаточно низкий уровень консолидации рынка.

Мониторы

На рынке мониторов за полугодие было продано 815 тыс. устройств на сумму в 142,7 млн долл. По сравнению с 1,5 млн штук и 250 млн долл. годом ранее эти цифры смотрятся крайне блекло. Снижение составило 45% в штуках и 43% в деньгах.

В течение полугодия ситуация развивалась крайне неравномерно. В январе и феврале темпы падения приближались к 70%, и некоторое улучшение во втором квартале уже не смогло компенсировать подобные провалы.

Определенная активность наблюдается только в сегментах мониторов с диагональю 30 дюймов и более.

В течение полугодия наблюдались очень значительные флуктуации в рейтингах ведущих вендоров. По итогам полугодия снова впереди бессменный лидер рынка Samsung, но конкуренция сильна, в некоторые месяцы компания даже уступала лидерство. В первую тройку входят также Acer и Philips.

Проекторы

Рынок также показал очень значительное снижение — на 40% в натуральном выражении и на 44% в денежном, практически полностью потеряв завоевания прежних лет и откатившись к уровням, близким к кризисному первому полугодию 2009 г. Всего за полугодие было продано 35 тыс. устройств на сумму в 35,6 млн долл.

На первое место на рынке в натуральном выражении вышли микропортативные устройства, аккумулирующие почти 46% всех продаж. Примерно такая же доля приходится на ультрапортативные аппараты. На остальные типы в натуральном выражении приходится менее 10%, но в деньгах их доля намного больше.

Группа лидеров на российском рынке проекторов все последние годы довольно стабильна. В натуральном выражении это* Acer, BenQ, Epson NEC и ViewSonic, и их суммарная доля остается в целом стабильной, колеблясь в диапазоне 78–82%. В денежном выражении к лидирующей группе следует отнести также компании Panasonic и Sony, специализирующиеся на продажах проекторов инсталляционного класса.

Информационные панели

Самым успешным на этом рынке оказался класс профессиональных панелей, где за полугодие было продано 12,56 тыс. панелей на сумму примерно в 34,47 млн долл. В натуральном выражении рынок вырос на 0,7%, что на фоне тотальных провалов по другим отраслям можно считать более чем удачным результатом. Однако в денежном выражении было снижение на 34%. Такая разная динамика обусловлена резкой девальвацией рубля: переоценка панелей сильно отставала от курсовых колебаний.

К началу 2015 г. на российском рынке LFD свою продукцию продвигало около 20 игроков, предлагавших совокупно около 250 моделей дисплеев разного уровня и предназначения. По итогам полугодия список игроков существенно сократился.

Несмотря ни на что российский рынок LFD остается очень концентрированным. Несколько компаний (LG, NEC, Panasonic, Samsung) обеспечивают львиную долю продаж. В первом полугодии 2015 г. их суммарная доля превысила 86%, причем в первую очередь за счет вклада Samsung, отгрузившей около 60% всех устройств.

Принтеры и настольные МФУ

На рынке печатающих устройств за первые шесть месяцев года было продано 936 тыс. принтеров и настольных МФУ, что является самым низким показателем с 2002 г. По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. натуральный объем рынка уменьшился на 36,5%, а денежный — почти наполовину, составив 158 млн долл.

Продажи сократились во всех основных сегментах печатающих устройств, причем в наибольшей степени спад затронул струйные принтеры и МФУ. За первые два квартала было продано 237 тыс. струйных устройств, и относительно первой половины 2014 г. объем сегмента сократился на 41,4%, заметно больше, чем лазерного. Продажи лазерных принтеров и настольных МФУ в первом полугодии составили 696 тыс., т. е. почти три четверти всех проданных печатающих устройств — самый высокий показатель за последние годы. В самом лазерном сегменте произошло некоторое уменьшение доли настольных МФУ, что отражает изменение в структуре спроса в пользу принтеров. В категории монохромных устройств продолжилось смещение спроса в пользу более производительных моделей, особенно в сегменте настольных МФУ.

В целом на лазерном рынке на долю компаний* Brother, Canon, HP, Kyocera и Samsung в первом полугодии, как и год назад, пришлось около 90% всех продаж. В сегменте струйных принтеров доминируют продукты компании Epson.

Сканеры

Рынок планшетных сканеров сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 42% в штучном выражении и больше, чем наполовину, в денежном. Всего было продано чуть более 40 тыс. устройств, на которые потребители затратили 3,8 млн долл. Структура спроса продолжала меняться в пользу моделей нижнего ценового уровня, в результате доля планшетников стоимостью менее 100 долл. возросла почти до 90%.

Заметное ослабление закупочной активности корпоративных потребителей привело к значительному падению продаж на рынке документ-сканеров. По сравнению с достаточно успешной первой половиной 2014 г. рынок сократился больше, чем вдвое. И в натуральном, и в денежном выражении продажи документ-сканеров уменьшились на 55% . Всего за этот период было продано 8,7 тыс. устройств, а объем рынка в деньгах составил 8,6 млн долл. Несколько меньшими темпами, чем в целом по рынку, сокращались продажи в нижнем скоростном подсегменте персональных документ-сканеров, что привело к увеличению их рыночной доли.

Как и год назад, на рынке планшетных сканеров лидировали компании* Canon, Epson и HP, а в сегменте документ-сканеров — Canon, Fujitsu и HP.

Картриджи

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 4,72 млн шт. в натуральном выражении и около 245 млн долл. — в денежном. Снижение по сравнению с первым полугодием 2014 г. в натуральном выражении составило примерно 40%, а в денежном — около 48%. Наибольшим спросом пользовались оригинальные картриджи производства* Canon, Epson, HР, Samsung и Xerox, что коррелирует со вкладом этих компаний в рынок печатающих устройств.

Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon, Epson и HP было продано 1,3 млн шт. на сумму около 5,8 млн долл. В годовом исчислении в натуральных показателях наблюдалось снижение на 24%, в деньгах же падение превысило 33%.

Фотобумага

Первое полугодие 2015 на российском рынке листовой фотобумаги было также негативным, но все же в целом стабильным. Всего было продано 1,32 млн пачек на сумму 9,56 млн долл. Годовая динамика составила минус 13% в денежном эквиваленте и минус 15% в количестве проданных пачек. Наиболее популярными остаются пачки на 50 листов, но за год их доля снизилась с 46 до 39%.

В тройку лидеров снова вошли компании* Epson, Lomond, Cactus, на их долю суммарно пришлось около 62% рынка в денежном выражении.

ИБП

Первое полугодие 2015 г. на российском рынке ИБП прошло ожидаемо плохо. Всего было продано 393 тыс. аппаратов. По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. рынок потерял 40%, что лишь немногим лучше ситуации в 2009 г., когда падение по итогам полугодия составляло 50%. В денежном выражении в целом наблюдалась сходная картина. За I полугодие было продано ИБП на сумму 107,5 млн долл., что практически идентично уровням «дна» 2009 г. В годовом исчислении снижение составило 36%, что все же меньше, чем уровни падения натуральных показателей.

На российском рынке ИБП активно работают около 20 производителей. Несмотря на кризис, этот список не сокращается, а скорее даже растет.

В целом по итогам полугодия на массовом рынке традиционная тройка лидеров*: APC by Schneider Electric, Ippon и Powercom, а на корпоративном — APC by Schneider Electric, Eaton и Delta Electronics.

Подробнее об итогах первого полугодия 2015 г. в различных сегментах российского IT-рынка см. в журнале «Бестселлеры IT-рынка», 2015, № 3.


* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.