Согласно результатам обзора рынка мобильного ритейла и потребления телекоммуникационных услуг в России в 2013 г., подготовленного компанией МТС, структура мобильного трафика и доходов операторов трансформируется: в 2013 г. впервые доля пользователей смартфонов и планшетов среди всех интернет-активных абонентов превысила 50%. В 2014 г. объем data-трафика этих устройств будет составлять половину всего трафика мобильного Интернета российских операторов, при этом доля модемов в структуре пользовательского трафика сократится с 64% до 49% в конце 2013 г.

Вот некоторые результаты исследования МТС:

  • Пользователи смартфонов в минувшем году увеличили долю в структуре data-трафика в сетях российских сотовых операторов с 18 до 26%. Причина этого — эволюция сетей операторов, которые позволяют потреблять большие объемы трафика, в том числе видеоконтента.
  • Вместе с ростом доли в структуре трафика «умные» телефоны увеличили и долю в структуре общих доходов операторов (включая голосовые сообщения, sms, мобильный Интернет и др.) — до 53% на конец года, что на 4 п. п. больше, чем в 1-м квартале 2013 г.
  • Доля пользователей планшетов в структуре трафика в 2013 г. увеличилась с 5 до 9%, а в общих доходах операторов — с 3 до 4%.
  • Параллельно с укреплением позиций смартфонов сокращались интернет-трафик и доходы, генерируемые пользователями обычных телефонов от голосовых услуг, sms и data-сервисов. Общие доходы сотовых операторов, которые генерируются пользователями обычных телефонов, в четвертом квартале составили 33% в общей структуре доходов операторов, что на 6% меньше, чем в начале года. Объем трафика, генерируемый владельцами телефонов, за год снизился с 2% до 1%.

Общий объем российского рынка мобильных устройств в денежном выражении в 2013 г. составил 230,7 млрд руб. Темпы роста этого рынка в прошедшем году в денежном выражении сократились до 12,2% с 15,6% в 2012 г.

Ниже приведены некоторые данные исследования МТС:

· Общее количество проданных в России мобильных гаджетов по итогам 2013 г. сократилось на 1,2% по сравнению с 2012 г. и составило 41,7 млн аппаратов. Объем рынка в штуках уменьшился за счет обычных телефонов — в 2013 г. их было продано на 25,2% меньше, чем в 2012 г. – 22,02 млн устройств.

· Количество смартфонов, проданных в России в 2013 г., достигло 19,7 млн — на 54,2% больше, чем в 2012 г. В натуральном выражении рынок смартфонов рос быстрее, чем в деньгах — выручка от продаж смартфонов за год увеличилась на 36,9%.

· Продажи планшетов в 2013 г. в сравнении с 2012 г. увеличились в 2,14 раза в штучном выражении, и в 1,6 раза — в денежном.

· Замедление роста рынка мобильных устройств в денежном выражении — следствие возросшего спроса на смартфоны и обычные мобильные телефоны нижнего ценового сегмента. Средний чек на проданный в России смартфон за год снизился на 11,2% и достиг отметки в 9564 руб. При этом больше половины проданных в минувшем году обычных телефонов — около 12,5 млн — стоят не дороже 1800 руб.

Замедление темпов роста российского рынка гаджетов, как полагают в МТС, продолжится в 2014 г. Негативный прогноз заставит традиционных ритейлеров искать новые возможности для роста — как за счет диверсификации бизнеса, так и за счет активного развития интернет-торговли.

По итогам 2013 г. рынок продаж мобильных гаджетов превысил 230 млрд руб., 14% из которых приходится на онлайн-продажи. К 2016 г. этот рынок вырастет примерно на 10% до 254,4 млрд руб., а доля онлайн-продаж мобильных устройств вырастет в два раза до примерно 30%.