По оценкам IDC, в 4-м кв. 2011 г. в сегменте телефонов с расширенными функциям (продвинутые телефоны) зафиксирован спад больше ожидаемого, и объем продаж в нем стал наименьшим за последние два года. Вместе с тем объем мирового рынка мобильных устройств в 4 кв. 2011 г. показал рост, превысивший первоначальные прогнозы.

Вообще, по мнению аналитиков, в 4 кв. рынок мобильных телефонов, как правило, демонстрирует снижение, но в 2011 г. на положительный рост сегмента смартфонов повлияло начало продаж iPhone 4S именно в этом периоде. Да и в целом по рынку, отмечают аналитики, популярность смартфонов продолжает расти, а доля продаж продвинутых телефонов пока больше, чем всех других, хотя и они понемногу теряют свои позиции. Производители, со своей стороны, стараются «вложить» в свои продвинутые телефоны все больше функций (доступ в Интернет, приложения и пр.), делая их все больше похожими на смартфоны. Но пока они рассматриваются как мобильные устройства другой, более «низкой» категории.

Региональное распределение объема рынка выглядит следующим образом. В Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе (исключая Японию) в сегменте телефонов с расширенными функциям наблюдался спад продаж, обусловленный снижением спроса на эти устройства на самых крупных рынках этого региона — в Китае, Индии и Индонезии. В сегменте смартфонов, напротив, зафиксирован всплеск, порожденный выводом на рынок iPhone 4S в Австралии, Гонконге, в Корее и на Тайване. Аналитики отмечают в данном регионе значительное усиление конкуренции среди поставщиков смартфонов на базе Android, поскольку на рынок пришли новые игроки — Lenovo, Coolpad, and Huawei, которые быстро нарастили объем продаж своих устройств на домашнем (китайском) рынке. Среди других, не Android платформ, доминирующее положение занимает Samsung, за ним следуют HTC и LG. Устройства на базе Windows Phone всплеском продаж обязаны моделям Titan и Radar компании HTC и Nokia Lumia. В Японии, после имевших место землетрясения и ослабления экономики, фиксировался слабый спрос на мобильные телефоны, но, как ни странно, ее национальный рынок мобильных устройств показал высокий рост.

Спрос в Западной Европе достаточно низок по причине общего ухудшения экономической ситуации. Рост сегмента смартфонов не компенсировал снижения объемов в сегменте продвинутых телефонов, несмотря на все усилия Apple и Samsung. Результаты Nokia в 4 кв. тоже не блестящи, что связано с миграцией на платформу Windows Phone. Продажи продвинутых телефонов оказались почти на самом низком уровне, да и этот минимальный показатель обусловлен главным образом продажами в нижнем ценовом сегменте.

Если рассматривать общий регион Центральной Европы, Ближнего востока и Африки, то здесь рынок мобильных устройств в целом продемонстрировал двузначный рост, главным образом, благодаря продажам устройств Samsung. Продажи Nokia упали (хотя в 3 кв. были стабильными), но пока компания осталась лидером данного региона. В то же время, компания Apple показала последовательный рост объемов продаж.

В Северной Америке всплеск в сегменте смартфонов был связан с началом продаж Apple iPhone 4S, но немалый вклад в объем рынка принесли продажи смартфонов с поддержкой LTE от компаний HTC, LG, Motorola и Samsung.

Хит рынков Латинской Америки — смартфон, причем на выбор предлагается множество моделей на базе Android по цене менее 200 долл. Однако доминируют в объеме продаж все же телефоны с расширенными функциям низкой ценовой категории таких производителей, как Nokia и Samsung, а также осваивающих этот регион нескольких китайских компаний.

Распределение долей продаж на рынке смартфонов, %


Источник: IDC, 1 февраля, 2012 г.

* Объем продаж производителей не включает продажи OEM-устройства других компаний.

Рейтинг производителей почти не изменился. Но лидер рынка в целом — Nokia — завершила год с теми же показателями, с какими и начала его (объем в 4 кв. 2011 г. — 113,5 млн шт, доля рынка — 26,6%). Изменение в моделях и платформах явно сказались на ее показателях. Сегодня компания старается сохранить лидерство за счет широкой дистрибуторской кампании по всему миру и поддержания своих технологических показателей. Годовой итог Nokia — 417,1 млн устройств, доля рынка — 27.0%.

Номер 2 в рейтинге — Samsung завершил 4 кв. 2011 г. новыми рекордами по продажам: 90 млн устройств за квартал и 300 млн. — за 2011 г. Наибольший вклад внесли продажи смартфонов во всех ценовых категориях, при этом продажи продвинутых телефонов Samsung остались стабильными. Это позволило компании ближе подойти к лидеру рынка, имея на счету объем продаж в 20 млн устройств только в 4 кв. 2011 г.

Apple переместилась с пятого места на третье, обойдя LG и ZTE, главным образом, благодаря продажам в 4 кв. iPhone 4S в 90 странах мира. По ее данным продажи iPhone составили в 4 кв. 2011 г. 37 млн штук, а рост по сравнению с 4 кв. 2010 г. — 128%. Общий итог года: 93,2 млн устройств и доля рынка 6,0%.

Общий объем продаж LG (четвертое место в рейтинге) снижается уже третий квартал подряд и в 4 кв. составил 17,7 млн устройств. По данным IDC таких низких показателей у компании не было со 2 кв. 2007 г. Неудачи аналитики объясняют затуханием интереса потребителей к устарелым моделям телефонов с расширенными функциям и снижением выпуска смартфонов. Общий итог года для LG — снижение позиций в рейтинге. Однако в 2012 г. компания обещает выпустить на рынок несколько моделей смартфонов с поддержкой LTE, надеясь на такое же внимание потребителей, как и к ее модели Optimus с поддержкой LTE. Итог 2011 г.: 88,1 устройств, доля рынка 5.7%.

Китайский производитель ZTE практически подошел к LG в рейтинге с объемом продаж 17,1 млн устройств. Компания изначально работала на рынках Азии и Азиатско-тихоокеанского региона, но сейчас успешно продает свои устройства в регионе ЕМЕА и Латинской Америке, одновременно прокладывая себе путь на рынки Северной Америки. Ключевые модели компании: смартфон Blade для массового рынка и модель среднего ценового сегмента Skate Android. Недавно ZTE выпустила первый смартфон на базе Windows Phone, названный ею Tania. Годовой итог: 66,1 млн устройств, доля рынка 4.3%.