Итоговые показатели российского ИТ-рынка в 2008г. в целом выглядели не так уж плохо. Разве что уже в четвертом квартале обозначилось заметное падение темпов роста. Но уже практически сразу после Нового года ситуация начала быстро и стабильно ухудшаться.

Первым индикатором неприятностей стало существенное снижение числа публично объявляемых новых контрактов в области предоставления ИТ-услуг. Конечно, этот показатель нельзя считать адекватным для определения реальной динамики и объемов рынка, но в качестве опережающего индикатора экономической конъюнктуры с лагом в несколько месяцев, он работает безотказно.

I квартал принес снижение объемов по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 18%, во втором ситуация оказалось еще хуже — падение достигло 24%. Сильнее всего, как и ожидалось, пострадал сектор компьютерного оборудования. Помимо вообще меньшей устойчивости этого сектора на современном ИТ-рынке, где акценты смещаются в сторону от инфраструктуры к услугам и прикладным системам, тут сказался и зимний обвал рубля. Поскольку практически все оборудование имеет зарубежное происхождение и цены на него номинируются в долларах, то существенный рост цен заставил даже тех клиентов, которые, несмотря на кризис, были готовы к покупке, задуматься о ее своевременности.

Если в I квартале почти весь спад рынка «обеспечивался» сектором компьютерного оборудования (в остальных он был минимален, а услуги сумели даже подрасти на 13%), то во II квартале кризис докатился уже до всех его секторов. В итоге общий объем российского ИТ-рынка в I полугодии составил 5,5 млрд долл. — на 43% меньше, чем годом ранее! Если же считать в рублях без учета курсовых колебаний, то общее падение рынка по отношению к первому полугодию 2008 г. составило 21% — выглядит менее угрожающе, но поводов для оптимизма все равно не дает. При этом 43% рынка пришлось на компьютерное оборудование, 13% — на сетевое оборудование, 15% — программное обеспечение и 29% — на услуги.

Вертикальные рынки

С изменением объема рынка происходит и перераспределение долей между различными вертикальными отраслями — потребителями ИТ.

Секторы телекоммуникаций и финансов, несмотря на кризис, продолжают обеспечивать существенные объемы — во II квартале 8 × 24% соответственно. Для них информационные технологии уже давно стали основой для бизнеса, и существенно экономить на них они просто не могут, так что колебания здесь происходят только в увязке с общими объемами этих отраслей. В результате, когда в других вертикалях экономят на ИТ, здесь относительная доля сразу начинает расти. Похоже обстоят дела и с электроэнергетикой. А вот выручка от таких некогда достаточно значимых для российского ИТ-рынка секторов, как торговля и металлургия, сейчас существенно снизилась.

При этом значительно выросла и так немалая зависимость ИТ-отрасли от государства. По итогам II квартала госсектор занимал 32% в структуре сбыта ИТ-компаний. Уточним: здесь речь идет только о закупках непосредственно государственными органами. Государственные компании, госкорпорации и пр. учитываются в соответствующих вертикалях, почти полностью государственные здравоохранение, образование и транспорт, во всем мире являющиеся одними из важнейших потребителей ИТ, ввиду относительно небольших объемов оказываются внутри раздела «Прочее». Так что реальная зависимость рынка от государства даже еще выше.

И тут кроется существенная опасность. Ведь большая часть выручки, которую записывают себе участники рынка со стороны госзаказчиков, пока виртуальная. Оплата по подавляющему большинству этих контрактов реально поступит только в конце года. А это не только делает достаточно сложной работу компаний в условиях сегодняшних проблем с кредитованием, но и несет существенные риски с точки зрения урезания госбюджета — в результате по каким-то контрактам может быть сокращено финансирование, по каким-то еще дальше отсрочены платежи. Впрочем, начавшаяся складываться относительно благополучная конъюнктура внешних сырьевых рынков эти риски заметно снизила, но полностью не ликвидировала.

Если сопоставить наблюдающиеся сегодня темпы падения российского ИТ-рынка с развитыми западными, то картина будет довольно печальной: падение нашего рынка измеряется двузначными цифрами, там же составляет единицы процентов. Почему такое происходит, причем сразу после показывавшихся несколько лет подряд рекордных показателей роста? Ответ тут надо искать в мотивациях клиентов. В условиях, когда определяющими являются «неэкономические методы конкуренции», информационные технологии становятся не способом оптимизации бизнеса, а красивым бантиком. И экономить в трудные времена на этом «бантике» начинают в первую очередь. Там же, где ситуация другая (а в России мы видим это лишь на примере телекоммуникаций и финансов, да и то весьма относительно), потребление ИТ остается практически неизменным.

Перспективы

Что ждет рынок дальше? С одной стороны, экономика страны постепенно приспосабливается к новым условиям, и темпы падения ВВП снижаются. И, будучи инфраструктурной, ИТ-отрасль должна это на себе почувствовать, отозвавшись если не ростом, то по крайней мере уменьшением темпов спада. С другой стороны, — мы наблюдаем провал числа заключаемых контрактов и чрезмерную ориентированность на госсектор. Так что во многом для состояния рынка в этом году (и возможно, даже выживания некоторых игроков) определяющим станет IV квартал: будет ли традиционный осенний подъем продаж и когда, и насколько полно государство рассчитается за госзаказ, сейчас предсказать не возьмется никто.

Но главной надеждой для восстановления ИТ-рынка является то, что, помучившись в новых условиях, те компании других отраслей народного хозяйства, которые, несмотря на остающуюся не самой благоприятной рыночную конъюнктуру, захотят дальше развиваться, будут вынуждены заняться оптимизацией своего бизнеса и обратятся к информационным технологиям. В первую очередь это должно дать шанс производителям бизнес-приложений и ИТ сервис-провайдерам, и они станут новыми «локомотивами» рынка. Правда, на такой поворот событий, судя по состоянию российской экономики, быстро рассчитывать не приходится.

Подробнее о структуре кризисных процессов на российском ИТ- рынке см. «Анализ первого полугодия кризисного года», «Бестселлеры IT-рынка», № 3 2009.