Итоги 2017 г. и промежуточные результаты текущего года на российском рынке печатающих устройств вселяют оптимизм относительно развития этого важного сегмента ИТ-рынка. После пяти лет непрерывного снижения наметилась тенденция к прекращению спада продаж. По крайней мере показатели 2017 г. (2,2 млн проданных устройств, данные ITResearch) впервые оказались не ниже уровней предыдущего года.

В течение всех четырех кварталов 2017 г. спрос на печатающие устройства постепенно увеличивался как в массовом, так и в корпоративном сегментах. Однако темпы восстановления спроса оказались недостаточными, чтобы вывести рынок в область положительной динамики. Прежде всего это касалось лазерного сегмента, продажи в котором в штуках оказались на 5% меньше, чем в 2016 г., хотя в струйном сегменте они возросли

Но уже в первом полугодии 2018 г. проявилась и положительная динамика. По данным ITResearch было продано почти 932 тыс. принтеров и настольных МФУ, что на 6,9% больше, чем за первые 6 месяцев 2017 г. Правда, она оказалась не очень устойчивой, поскольку почти весь прирост пришелся на начало года, а во втором квартале рынок сильно притормозил, показав увеличение продаж в годовом исчислении всего на 0,7% (см рис. 1).

рис 1.jpg

Рис. 1  Динамика продаж принтеров и настольных МФУ на российском рынке

Отчасти это было вызвано сезонным снижением спроса, хотя, учитывая высокую динамику рынка в предшествующий период, можно было ожидать лучшего показателя. Кроме того, на такое резкое снижение темпов роста продаж могла повлиять возросшая неопределенность в развитии бизнеса компаний во второй половине года, связанная с внешними экономическими факторами, и возможной нестабильностью курса рубля, что в полной мере проявилось уже в третьем квартале.

В отличие от прошлого года в первом полугодии 2018 г. динамика продаж в обоих технологических сегментах была положительной: лазерных устройств было продано на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2017 г., а струйных – на 5,6%.

Долгосрочная тенденция к постепенному вытеснению принтеров многофункциональными устройствами пока сохраняется, хотя в первом полугодии она продолжилась только в струйном сегменте. В то время как в лазерном, впервые за несколько лет, принтеров было продано больше, чем настольных МФУ. В результате суммарное соотношение между этими двумя типами устройств осталось практически на уровне прошлого года.

В лазерном сегменте, как уже отмечалось положительной динамики не случилось. Всего за 2017 г. было продано 1,49 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, что на 5% меньше, чем годом раньше. По мнению аналитиков это было обусловлено изменением структуры продуктового предложения, прежде всего, сокращением числа монохромных моделей в начальной, самой массовой категории принтеров и настольных МФУ. Более производительным принтерам и МФУ, выпущенным вместо снятых с рынка моделей-бестселлеров, требуется некоторое время, чтобы занять место предшественников, даже при том, что цены новинок оказываются не намного выше.

В результате такого перераспределения в монохромном сегменте, в нижних скоростных категориях (до 20 стр./мин и 21-30 стр./мин) общее количество проданных устройств оказалось на 16% меньше, чем годом раньше, и оно не было скомпенсировано ростом продаж в старших категориях монохромных моделей и цветных устройств. Там позитивная динамика была (см рис. 2), но не достаточно сильная, чтобы вытянуть в плюс весь сегмент.

рис 2.jpg

Рис.2  Динамика продаж лазерных устройств различной производительности.

В первом полугодии 2018 г. ситуация в лазерном сегменте улучшилась. Всего было продано около 660 тыс. принтеров и настольных МФУ, что превысило прошлогодний показатель на 7,4%. При этом особенностью динамики рынка стал опережающий рост продаж лазерных принтеров, как в первом, так и во втором кварталах, хотя основным, многолетним трендом в структуре сегмента является снижение количества продаваемых принтеров по отношению к МФУ. Такая аномалия, по мнению экспертов, является скорее всего временной и вызвана не столько переключением потребительского спроса на принтеры, сколько снижением поставок самых популярных моделей лазерных МФУ некоторыми вендорами.

Более высокими темпами, чем в среднем по сегменту, продолжали расти продажи более продвинутых устройств - монохромных устройств производительностью свыше 30 стр./мин, а также цветных МФУ. В обеих категориях лидерами роста выступали настольные МФУ.

Продолжился, хотя и медленный, но устойчивый рост спроса на цветные лазерные устройства. За 2017 г., при общем спаде в лазерном сегменте, их было продано на 4% больше, чем годом раньше, правда, целиком за счет МФУ, продажи цветных принтеров даже сократились. В первом полугодии текущего года положительная динамика наблюдалась в обеих категориях цветных устройств, но по темпам роста МФУ значительно опережали принтеры.

Как и в монохромном сегменте, на рынке цветных устройств наблюдалось перераспределение в пользу более скоростных моделей, причем особенно заметно это было в текущем году.

Общий рост продаж происходил за счет устройств средней и старшей категорий производительности, в то время как доля нижнего скоростного сегмента (со скоростью цветной печати до 8 стр./мин, использующих четырехпроходную технологию), снижалась, особенно в сегменте настольных МФУ.

В начальной категории цветных принтеров, несмотря на уход из нее компании HP и сокращения продаж моделей Samsung, количество проданных устройств осталось почти таким же, что и годом раньше, благодаря существенному росту продаж принтеров Canon. Косвенно это свидетельствует об остающейся востребованности недорогих устройств этого типа, несмотря на их небольшую скорость и высокую стоимость цветной печати. Для пользователей, которым необходимо лишь изредка печатать цветные материалы, эти недостатки четырехпроходных моделей не так уж критичны.

Динамика объема лазерного сегмента в деньгах довольно слабо коррелировала с продажами в натуральном выражении. Так, в 2017 г., несмотря на снижение на 5% количества проданных устройств, потребители заплатили за них почти на 30% больше, чем годом раньше. В первом полугодии 2018 г. картина была обратной – при увеличении продаж в штуках на 7,4%, их денежный эквивалент вырос только на 1.4%.

В струйном сегменте наблюдались более ярко выраженные положительные сдвиги. Продажи струйных устройств росли и в 2017 г., и в первом полугодии 2018 г., причем локомотивом роста были многофункциональные устройства, доля которых в струйном сегменте превышает 80%.

Устойчивым трендом на рынке струйников остается снижение спроса на недорогие модели с минимальной функциональностью (в ценовом диапазоне до 100 долл.). За последние полтора года рыночная доля устройств начального уровня снизилась в полтора раза (см рис. 3). Если ранее они занимали до трех четвертей рынка, то по итогам 2017 г. на них пришлось чуть меньше половины всех продаж, а в текущем году их доля еще больше сократилась, составив во втором квартале около 45%.

рис 3.jpg

Рис.3 Изменение структуры продаж струйных устройств по ценовым диапазонам.

И спрос, и предложение в струйном сегменте продолжали смещаться в пользу более производительных, функциональных и экономичных моделей старших ценовых сегментов. Одной из основных причин стал рост востребованности струйных устройств среди офисных пользователей, чему способствовало и увеличение предложения числа моделей, ориентированных на бизнес-приложения.

Значительное влияние на эти структурные изменения оказывал рост популярности у домашних и офисных пользователей бескартриджных струйных принтеров и МФУ со встроенной системой непрерывной подачи чернил. Благодаря увеличенной, по сравнению с обычными струйниками, емкости контейнеров с чернилами, эти устройства обеспечивают меньшую стоимость отпечатка и возможность использовать их на рабочих местах с большими объемами печати. Кроме того, предусмотренная в большинстве моделей несложная процедура дозаправки контейнеров упрощает пользователям самостоятельное их обслуживание.

Бескартриджные принтеры и МФУ, впервые выведенные на рынок компанией Epson, теперь присутствуют в линейках всех производителей струйных устройств. За последние полтора года число предлагаемых на рынке таких моделей возросло в полтора раза и в середине текущего года их насчитывалось уже более полусотни. Разнообразие бескартриджных моделей позволяет выполнять с их помощью весь спектр задач – от простых домашних приложений до высококачественной распечатки фотографий и печати/копирования большого объема документов.

Опережающими темпами росли и их продажи. В 2017 г. их было продано в полтора раза больше, чем годом раньше, и их доля в общем объеме продаж увеличилась до 40%. В текущем году они продолжали оставаться одной из точек роста струйного сегмента, и в первом полугодии на бескартриджные модели пришлось около 45% всех проданных струйных устройств.

В последние полтора года в структуре струйного рынка заметно выросла доля устройств старшего ценового диапазона (свыше 300 долл.), занявших в первом полугодии 2018 около 8% продаж в штуках. Если раньше в этом подсегменте доминировали профессиональные модели фотопринтеров и фотоцентров, то в последнее время большую часть в нем заняли высокопроизводительные струйные модели для бизнес-приложений. В этой категории устройств отмечались и наиболее высокие темпы роста продаж. В 2017 г. продажи бизнес-струйников выросли втрое, а в первой половине текущего – в 2,5 раза. Подробнее 

Вернуться к началу обзора «Спрос на печатающие устройства снова начал расти»