Российский рынок проекторов наконец развернулся к росту. Впервые за последние 5 лет. Всего за 2016 г. в стране было продано 95,7 тыс. проекторов на сумму в 96,2 млн долл. Показатели 2015 г., таким образом, были превышены соответственно на 3 и 9%. Цифры роста конечно не слишком яркие, но, казалось уже бесконечным падение, прекратилось.

Следует отметить, что ситуация в течение 2016 г. была очень неравномерной, и за общими не очень впечатляющими показателями главным образом стоит первое полугодие прошлого года. Что, конечно, внушает дополнительный оптимизм.

За первый квартал 2016 г. было продано 14,55 тыс. проекторов на сумму 14,55 млн долл. При этом годовая динамика в этом квартале была довольно печальная: минус 15% в штуках и минус 5% в долларах. В результате, несмотря на крайне низкую базу 2015 г., на фоне которой отскок казался просто неизбежным, рынок проекторов продолжил свое снижение.

Этот результат оказался ниже самых пессимистичных прогнозов: по-видимому, некоторое оживление в рознице, которое благотворно отразилось на смежных областях российского ИТ-рынка, проекторов не коснулось. В корпоративном сегменте также всё было нехорошо. Образовательные тендеры не проводились, а ведомства, напуганные перспективами объявленного правительством секвестра бюджетов минимум на 10%, фактически прекратили все закупки.

Во II квартале 2016 г. поставки составили 16,55 тыс. проекторов на сумму 17 млн долл. Таким образом, по сравнению с 1 кварталом рынок увеличился на 14% в штуках и на 17% в деньгах. Однако в годовом исчислении динамика снова оставалась негативной. Относительно 2 квартала 2015 г. рынок снизился на 7,6% в штуках и на 15,8% в деньгах. Утешало только то, что в целом негативная динамика уменьшилась, да и в течение самого 2 квартала темпы снижения в отдельных месяцах планомерно снижались: в апреле минус 21%, в мае минус 11,6%, а в июне рынок даже вышел в небольшой «плюс» на 4,2%.

Третий квартал был по динамике лучшим в году. Всего было продано 27,5 тыс. проекторов на сумму 27,7 млн долл. По сравнению со 2 кварталом рынок резко вырос – более чем на 65%. Здесь сыграли роль как сезонный фактор, так и все же начало осторожного восстановления рынка.

В годовом выражении (по сравнению с 3 кварталом 2015 г.) динамика была не столь резкой, но все-таки довольно внушительной. Рост в штуках составил около 15%, но в деньгах был намного серьезней – почти 31%. Произошло это за счет роста средневзвешенной стоимости проекторов, обусловленной неплохими отгрузками инсталляционных аппаратов. Справедливости ради стоит отметить, что столь внушительный рост был в первую очередь обеспечен отличными данными августа, а июль и сентябрь были довольно невыразительными. Так что о полноценном восстановлении рынка пока говорить не приходилось.

Вместе с тем аналитики ITResearch прогнозировали продолжение роста рынка и достижения в четвертом квартале показателей примерно в 37 тыс. аппаратов. И, к счастью, прогноз оправдался. Всего в 4 квартале 2016 г. продажи составили 37,1 тыс. устройств на сумму в 37,1 млн долл. По сравнению с 3 кварталом рынок вырос почти на 35%. Данный рост был обусловлен как сезонным фактором, так и реализацией ряда проектов, правда, не очень крупных: десятки, редко, сотни аппаратов.

В годовом выражении (по сравнению с 4 кварталом 2015 г.) динамика была несколько менее внушительной. В штуках рынок вырос всего на 8,4%, но в деньгах - почти на 18% В конечном итоге второе полугодие 2016 г. оказалось фактически зеркальным отражением первого: на смену сильному падению пришел сопоставимый рост, что не может не радовать.

Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке проекторов в натуральном выражении.

1.jpg

Однако, если посмотреть на долговременную динамику, радоваться пока явно рано. Ведь на данный момент по объемам продаж российский рынок проекторов находится на уровнях прошлого кризиса 2009 г., причем в натуральном выражении (см. рис. 1). Если же сравнивать с пиком 2012 г., то показатели 2016 г. составляют от них немногим более 40%. А в деньгах итоги 2016 г. выглядят еще хуже. Отрасль откатилась к показателям ниже далекого 2004 г.

Структурные изменения

Продуктовое предложение проекторов характерно значительным разнообразием технологических параметров, которые следует учитывать при анализе продаж. Это и технология (DLP или LCD), и тип подсветки (обычная флуоресцентная лампа, LED, Laser-LED), а также яркость, рабочее разрешение и вес/габариты. Ну, и, конечно, важным сегментирующим фактором являются ценовые диапазоны, в значительной степени определяющие потребительские ниши.

С них мы собственно и начнем. Сейчас на российском рынке ITResearch выделяет 4 основных ценовых диапазона проекторов, соотношение между которыми в динамике не постоянно, что хорошо видно из рис.2.

Сегмент сверхдешевых устройств (стоимостью менее 500 долл.) зародился относительно недавно, однако быстрыми темпами набирает популярность.

В 2009 г. проекторы стоимостью до 500 долл. составляли всего лишь мизерные 0,18% рынка. По итогам также кризисного 2015 г. они контролировали уже почти половину продаж, став самым емким сегментом. При этом в деньгах данная группа генерирует довольно малозначимый поток, поэтому она интересна далеко не для всех участников сегмента, являясь рабочей «поляной» лишь для нескольких компаний, лидеров массового рынка.

Вполне закономерно, что в 2016 г., с общим выправлением ситуации на рынке, на пару процентов уменьшилась и доля этого самого массового сегмента, что не может не радовать поставщиков проекторов и канал продаж..

Сегмент аппаратов, стоимость которых лежит в диапазоне 500-750 долл., остался «при своих», а в среднем ценовом диапазоне (от 750 до 1500 долл.), который в наибольшей степени страдал в прошлые годы, напротив, был отмечен неплохой рост .

Рис. 2  Динамика продаж проекторов по ценовым диапазонам.

2.jpg

С точки зрения рабочих разрешений проекторов и прессу, и аналитиков больше всего интересует тема самых больших разрешений, которая все активнее начинает внедряться на рынке LFD и (особенно) телевизоров. Как же с этим обстоят дела на рынке проекторов?

Строго говоря, под определение UHD (или 4K) попадают два разрешения: 4 К – 3860х2160 (16:9) и DCI 4K 4096x2160 (17:9)). Также следует добавить, что выпускавшиеся ранее 4K-аппараты были реализованы на LCD-матрицах. Компания Texas Instruments, монополист производства главного блока DLP-проекторов, DMD-матриц, достаточно давно выпускает 4K-матрицы, но ранее разрешала использовать их только в коммерческом кинематографе. Но в начале 2016 г. она продемонстрировала прототип «недорогого» 4K DLP-проектора. Было заявлено, что это полноценный 4К, но на самом деле Texas Instruments имитировала 4K-разрешения с помощью чипа, содержащего 4 млн пикселов. На рынке в 2016 г. уже начали появляться относительно компактные проекторы, использующие данную технологию, но они еще слишком габаритные и дорогие.

Однако с точки зрения реальных продаж значимость темы сверхвысоких разрешений у проекторов, мягко говоря, не самая актуальная.

В целом сейчас на рынке проекторов львиную долю контролируют XGA-аппараты (см. рис. 3). Сопоставимые с ними продажи имеют SVGA-устройства, но из-за намного меньшей средней стоимости их доля в деньгах раза в два меньше.

Рис. 3. Структура рынка проекторов по разрешениям.

3.jpg

Очень привлекательны Full HD-проекторы, которые при относительно небольших (пока) продажах уже образуют второй по значимости сегмент в деньгах, совсем чуть-чуть уступая XGA-аппаратам. И велика вероятность, что по итогам текущего года они уже вырвутся вперед. Тем более что, как показывает практика рынка мониторов, где почти не осталось «квадратных» устройств, и на всем рынке визуальных средств переход к широкоформатникам неизбежен.

Если же посмотреть на 4К-аппараты, то их доля в натуральном выражении пока, действительно, пренебрежимо мала. Однако в деньгах она уже в целом осязаема, превышает 4% рынка. Как показало недавнее специальное исследование ITResearch , 4К-проекторы пока в наибольшей степени востребованы на домашнем рынке. Корпоративный рынок на данный момент вполне удовлетворен яркими WUXGA-проекторами и пока не высказывает особого желания переходить на 4К. Такое разрешение может быть востребовано только в самых серьезных инсталляциях, которых пока очень мало. Тема же недорогого и массового домашнего проектора 4K не появится до тех пор, пока не будет создана платная и на 100% защищенная от копирования система распространения 4K-контента. То есть еще очень не скоро.

Конкурентная среда

На российском рынке проекторов работают около 25 компаний, и этот костяк довольно стабилен. Вот и в 2016 г. каких-то значимых уходов/приходов не наблюдалось. Лидирующая тройка осталась в привычном виде: Acer, BenQ и Epson[1]. При этом в самом начале года их суммарная доля рынка снизилась, но далее в течение всего года имела тенденцию к росту. В результате, по итогам 2016 г. она оказалась примерно равна показателям 2015 г. – около 57%.

А вот во втором эшелоне были определенные изменения. Если в 2015 г. на следующую за лидерами группу компаний – InFocus, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic приходилось 33%, то в прошлом году только 29%. Но этого и следовало ожидать: рынок пока слишком мал и вследствие этого подвержен флуктуациям.

Как следствие, продолжилось уменьшение концентрации рынка. Индекс Герфиндаля (сумма квадратов рыночных долей компаний) снизился с 0,144 до 0,134 (см. рис. 4). Это, на самом деле, довольно сильное движение (снижение примерно на 7%), показывающее, что интенсивность конкуренции на рынке продолжает увеличиваться.

Рис. 4. Динамика индекса интенсивности конкуренции (Герфиндаля).

4.jpg

Но это ситуация на рынке в целом. Характер конкуренции в различных подсегментах рынка проекторов продолжает существенно отличаться от общерыночной ситуации.

В подсегменте самых легких микропортативных устройств концентрация рынка традиционно намного выше, чем в целом по рынку, причем с выраженной тенденцией к росту, которая продолжилась и в 2016 г. Связано это с тем, что здесь всего несколько доминирующих игроков, в первую очередь Acer, BenQ и ViewSonic, суммарно контролирующих почти 90% отгрузок.

В наиболее массовом сегменте ультрапортативных аппаратов, где представлено большинство вендоров, до 2015 г. концентрация уменьшалась. Связано это с тем, что лидеры продолжили здесь снижать давление (переключившись на микропортативный сегмент), а компании второго эшелона закономерно усиливались, составляя все более серьезную конкуренцию. Однако в 2016 г. тренд несколько изменился в обратную сторону, что коррелирует с упомянутым выше ростом доли проекторов среднего ценового диапазона.

Растет конкуренция на рынке портативных устройств (4,5-9 кг), но снижается в сегменте переносных проекторов (9-18 кг). Самый же тяжелый инсталляционный сегмент стационарных аппаратов (свыше 18 кг) в 2016 г. в этом отношении оставался стабильным.

Итак, 2016 г. дал неплохой задел переменам на российском рынке проекторов. Поэтому, аналитики склонны придерживаться умеренно позитивного прогноза на 2017 г.: рост в натуральном и денежном выражении примерно на 10%. Конечно, исходя из текущей макроэкономической ситуации и при сохранении развития экономики без особых катаклизмов. Технологическим драйвером роста могли бы стать лазерные аппараты, но пока еще эта тема не вышла на массовый рынок и уповать на них рано. Поэтому и рассмотрим мы ее как-нибудь позднее.



[1] Компании перечислены в алфавитном порядке.

Вернуться к началу обзора «Рынок проекторов идет ниже прогнозов»

Подробнее о ситуации струйном сегменте на российском рынке проекторов см. «Бестселлеры IT-рынка», 2017, №1

 Новые проекторы Acer – фокус на качество и инновации