• Российский e-commerce переходит от количественного роста к качественному: общая динамика оборота замедляется, но с января по июнь 2025 г. число онлайн-площадок в ЮKassa увеличилось на 11% по сравнению с предыдущим полугодием.
  • Малый бизнес — драйвер рынка: общее количество онлайн-магазинов растёт в первую очередь за счёт небольших игроков (+29%).
  • Потребитель становится более избирательным: общий средний чек незначительно снизился (на 2%, до ₽1 310 ), но в категориях, связанных со здоровьем и комфортом, этот показатель уверенно растёт.
  • Усиливается тренд на осознанное потребление: спрос на ремонт электроники (+25%), услуги химчисток (+60%) и персональный медицинский уход (+44%) увеличивается быстрее, чем на традиционные товарные категории.

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) подвели итоги первого полугодия 2025 года для российского рынка e-commerce. Общий оборот и число транзакций остались на уровне второго полугодия 2024 г., а средний чек незначительно снизился — на 2%, до ₽1 310. При этом число активных онлайн-площадок в сервисе увеличилось на 11%, преимущественно за счёт малого бизнеса. Ключевыми драйверами роста стали медицина, авто, а также сегменты, связанные со спортом и качеством жизни, в некоторых категориях обороты увеличились на 50-70% и больше.

Малый бизнес — двигатель рынка

С января по июнь 2025 г. общий оборот подключенных к ЮKassa интернет-площадок остался на уровне предыдущего полугодия, число оплат тоже не изменилось. Средний чек стал на 2% ниже и составил ₽1 310.

При стабильных общих оборотах и неизменном количестве транзакций число активных площадок в ЮKassa выросло на 11%. Главным драйвером роста стал малый бизнес: количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 10%, а самозанятых — на 23%, тогда как юрлиц — только на 7%.

«Рынок переходит в стадию зрелости, где конкуренция заставляет предпринимателей искать более узкие, специализированные ниши», — пояснил начальник отдела продаж ЮKassa Никита Цой.

Именно небольшие площадки (с оборотом до ₽1 млн в месяц) продемонстрировали наибольшую динамику: их число увеличилось на 29%, общий оборот — на 37%, а число оплат — на 42% по сравнению с июлем — декабрём прошлого года. Средний чек снизился на 3% и составил ₽2 142.

Количество средних площадок (с оборотом от₽ 1 до 15 млн в месяц) выросло на 8%, их оборот стал на 13% выше, а число оплат — на 23% больше. Средний чек снизился на 8%, до ₽2 411.

Меньше всего увеличилось число крупных площадок (с оборотом от ₽15 млн в месяц) — на 6%. Их общий оборот вырос на 6%, число оплат — на 11%, а средний чек стал на 5% меньше и составил ₽1 205.

«Российский e-commerce в первом полугодии продемонстрировал устойчивость, несмотря на общее замедление роста. Мы ожидаем, что до конца года рынок активизируется за счёт традиционных осенних распродаж и новогодних праздников. Средний чек может стабилизироваться на текущем уровне, а количество транзакций — вырасти на 8-12%», — пояснили в ЮKassa.

Здоровье — главный приоритет

Статистика платежей отражает тренд на улучшение качества жизни, который во многом определяет развитие российского e-commerce. По итогам шести месяцев этого года одним из самых быстрорастущих сегментов стала медицина: оборот медицинских учреждений увеличился на 72% по сравнению с предыдущим полугодием, число оплат — на 37%, а средний чек — на 26%, до ₽10 351.

Растут не только услуги, но и сопутствующие товары. Так, оборот магазинов оптики стал на 11% выше, число оплат — на 7% больше, а средний чек составил ₽7 631 (+4%). Оборот розничных магазинов лекарств вырос на 55%, число оплат — на 23%, а средний чек достиг ₽2 574 (+26%).

Также примечательна динамика в сегменте услуг по персональному лечебному уходу. За полгода оборот увеличился на 44%, число оплат — на 29%, а средний чек — на 12%, до ₽37 172. Это показывает, что всё больше потребителей готовы вкладываться в качественные индивидуальные медицинские услуги.

Инвестиции в досуг и заботу о себе

Желание россиян улучшить качество жизни увеличивает продажи не только в медицине: данные ЮKassa свидетельствуют также о росте спроса на услуги и товары для ухода за собой, досуга и личного комфорта. Так, оборот массажных услуг вырос за первое полугодие 2025 года на 52%, число оплат — на 27%, а средний чек — на 20%, до 5 506 рублей.

Оборот кафе и ресторанов увеличился за отчётный период на 11%, как и число оплат, а средний чек не изменился и составил ₽2 272. Оборот в категории достопримечательностей и выставок вырос на 50%, а число оплат — на 69%, при этом средний чек снизился на 11%, до ₽3 156. Оборот сервисов знакомств стал на 26% выше, число оплат — на 7% больше, средний чек составил ₽385 (+18%).

Спорт и активный отдых как образ жизни

С января по июнь 2025 г. общий оборот спортивных клубов и полей вырос на 43% по сравнению с июлем — декабрём 2024 г. Оплат стало на 25% больше, средний чек составил ₽5 531 (+14%). Бум переживает и спортивный туризм: оборот спортивных лагерей и баз отдыха вырос втрое, число оплат — в 2,5 раза, средний чек — на 26%, до ₽23 944.

Данные ЮKassa показывают также, что покупатели готовы тратить на поддержание формы и здоровья. За отчётный период оборот в категории БАДов и спортивного питания увеличился на 27%, число оплат — на 7%, а средний чек — на 18%, до ₽8 761. Оборот магазинов спортивных и туристических товаров вырос на 18%, число оплат — на 19%, а средний чек не изменился и составил ₽12 406.

Осознанное потребление — новая реальность

Россияне всё больше демонстрируют осознанный подход к потреблению, за счёт чего растёт спрос на ремонт и прочие персонализированные услуги. Так, в первом полугодии 2025 г. оборот в сегменте ремонта электроники увеличился на 25%, при этом число оплат не изменилось, а средний чек стал на 23% выше и составил ₽4 360. Оборот химчисток вырос на 60%, число оплат — на 22%, а средний чек — на 31%, до ₽5 332.

Данные ЮKassa свидетельствуют о том, что потребитель готов платить за скорость и удобство, если это улучшит качество его жизни. За отчётный период оборот служб курьерской доставки вырос на 22%, число оплат — на 13%, а средний чек — на 8%, до ₽3 221.

Автомобильный сегмент в топе

Тренд на осознанное потребление затрагивает сегмент автотоваров и услуг. Так, с января по июнь 2025 г. оборот станций техобслуживания и автотехцентров вырос на 45%, число оплат — на 16%, а средний чек — на 25%, до ₽6 778. Оборот автомоек увеличился на 56%, число оплат — на 49%, а средний чек составил ₽152 (+4%). Оборот АЗС стал на 63% выше, число оплат — на 24% больше, средний чек достиг ₽996 (+31%). Оборот магазинов автозапчастей вырос на 9%, число оплат — на 10%, а средний чек не изменился и составил ₽6 510.

Кроме того, данные ЮKassa указывают на формирование экосистемы для электротранспорта. За первое полугодие текущего года оборот в сегменте электроэнергии для электромобилей вырос на 30%, число оплат — на 15%, а средний чек — на 12%, до ₽566.

Потребитель становится избирательнее

По мнению экспертов ЮKassa, в первом полугодии 2025 г. российский e-commerce перешёл в стадию зрелости: взрывной рост сменился качественным развитием в конкретных нишах.

«За стабилизацией общих оборотов скрывается активная трансформация рынка. Потребитель стал более избирательным, его фокус сместился на то, что ему действительно важно. Сезонные распродажи традиционно оживят рынок, но основной вектор развития сохранится. Поэтому мы полагаем, что будущее российского e-commerce — не в масштабе, а в глубине понимания потребностей клиентов. Компании, которые сумеют предложить качественные персонализированные услуги и товары, получат конкурентное преимущество в новых условиях», — считает руководство ЮKassa.

Источник: пресс-служба компании ЮMoney