«Чёрной пятницы» весь год с нетерпением ждут офлайновые покупатели, следующего за ней два дня спустя «Киберпонедельника» — онлайновые. По крайней мере, так оно и было много лет подряд, и даже в 2020-м году подуставшие от пандемических ограничений американские потребители изрядно потратились на Интернет-шопинг в «Киберпонедельник», — тем более, что магазины в традиционном формате тогда ещё толком не успели восстановить свои операции. Но вот теперь, в 2021-м, впервые с 2012 г. в этот знаковый для онлайн-торговли день продавцы выручили на 10,7 млрд долл. (т. е. на 1,4%) меньше, чем годом ранее, — такую статистику обнародовала Adobe Analytics.

Справедливости ради надо отметить, что прошлогодние траты американцев онлайн в «Киберпонедельник» по понятным причинам оказались рекордными за всю историю этого особого для ритейла дня. Да и в целом в Adobe Analytics ожидают, что совокупные расходы розничных покупателей в США за весь предновогодний период, с 1-го ноября по 31-е декабря, достигнут 207 млрд долл., что на 10% превысит прошлогоднее достижение. И хотя 1,4%-ный провал «Киберпонедельника» на этом фоне выглядит статистической погрешностью, не стоит забывать: именно в этот день традиционно растёт доля покупок сложной электронной техники, включая компьютеры, смартфоны, игровые консоли и многое другое.

Как раз выпадение «Киберпонедельника» из общего тренда на увеличение потребительских трат нагляднее всего подчёркивает те проблемы недопоставок, с которыми сталкивается мировая ИТ-индустрия. Дело не только в отсутствии на полках вожделенных пользователями товаров в нужном количестве. Опасаясь, что к концу года ситуация будет только ухудшаться, многие начали приобретать давно намеченную к покупке сложную технику ещё в октябре, чему способствовала политика множества американских ритейлеров, именно в то время начавших предлагать «ранние скидки» (early deals).

По данным Adobe Analytics, в сам «Киберпонедельник» посетители онлайн-магазинов сталкивались с отсутствием нужного товара на виртуальной полке на 8% чаще, чем в среднем за предшествующую неделю. При этом за весь ноябрь целиком сообщения «out-of-stock» появлялись в ходе поиска товаров онлайн на 169% чаще, чем в среднем до начала пандемии, и на целых 258% чаще, чем две аналогичные распродажи назад.