Сегмент виртуальной реальности не слишком велик: из 10,5 млрд долл. США, которые в 2019 г. истратили потребители в мире на AR/VR в совокупности, на VR-игровое ПО и «железо» было израсходовано лишь 3,3 млрд, и ещё 1,4 млрд — на неинтерактивные виртуальные зрелища. Доля этих расходов, приходящаяся на оборудование, составляет, по оценкам аналитиков, около двух третей. Иными словами, гарнитуры виртуальной реальности до сих пор достаточно дороги, чтобы стать подлинно массовым товаром на манер смартфонов, — а это, в свою очередь, сдерживает приток средств в индустрию и разработку нового, ещё более привлекательного для пользователей контента.

В США, Западной Европе, Южной Корее, Японии довольно распространены VR-салоны — своего рода наследники салонов компьютерных, куда каждый желающий может заглянуть в поисках новых ощущений. Салоны как коммерческие заказчики генерируют более внушительный спрос на VR-гарнитуры и софт; кроме того, их посетители получают возможность пристраститься к виртуальной реальности и в дальнейшем начать целенаправленно копить на приобретение уже собственной недешёвой гарнитуры для единоличного использования.

И вот, как сообщает американское ИТ-издание Protocol (принадлежащее к тому же издательскому дому, что и именитое POLITICO), трудный путь VR-отрасли к расцвету оказался в последние месяцы под неожиданной угрозой вследствие распространения коронавируса. В условиях вынужденной самоизоляции VR-салоны, и без того не сверхприбыльные предприятия по причине значительной величины начальных инвестиций, вообще не приносили своим владельцам выручки. До 80% персонала пришлось сократить, и не факт, что даже после отмены жёстких мер изоляции неискушённая публика вновь потянется в заведения, где посетителям будут предлагать надевать на лицо гарнитуру, которую только сегодня до них примеряли никак не меньше десятка случайных незнакомцев.

Если в конце прошлого года аналитики Greenlight Insights ожидали, что VR-салоны по всему миру принесут своим владельцам выручку более 34 млрд долл., то теперь выход на этот рубеж ожидается никак не ранее 2021 г. В то время как снижать арендную плату и коммунальные платежи этим заведениям вряд ли кто-то станет, — и потому далеко не все салоны, годами бывшие пропагандистами и евангелистами виртуальной реальности в массах, сумеют дотянуть, не обанкротившись, до конца будущего года. Что, конечно же, не замедлит болезненно отразиться на состоянии мирового VR-сегмента в целом.