Согласно исследованиям* аналитической фирмы Tata Consultancy Services, подавляющее большинство из опрошенных компаний — 84% — используют средства искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI) в качестве ИТ-функционала для повышения своей конкурентоспособности, а 50% считают технологии AI революционными.

По данным аналитиков, компании из Азиатско-Тихоокеанского региона, где инвестиции в AI в 2017 г. могут превысить 57 млрд долл., отметили рост объемов выручки в среднем на 19% только от использования AI.

Tata Consultancy отмечает, что наибольшее применение средства AI в настоящее время нашли в ИТ-департаментах, где 67% респондентов используют их для выявления нарушений защиты ИС, автоматизации процессов и решения проблем у пользователей.

Однако к 2020 г. ситуация изменится. Почти треть (32%) участников опроса считает, что наибольший эффект от применения средств AI будет достигнут в области торговли, маркетинга и клиентских сервисов. Будущее масштабное влияние на не клиентские бизнес-функции (такие, как финансирование, стратегическое планирование, корпоративное развитие и кадровая стратегия) отметили 20% респондентов. По оценкам результатов опроса, наиболее сильного стимулирующего эффекта от внедрения средств AI следует ожидать в течение ближайших пяти лет. Аналитики отмечают, что рост осознания положительного эффекта от внедрения AI-приложений в бизнесе ведет к увеличению инвестиций на AI-технологии, которые становятся ключевым компонентом стратегии бизнеса.

Данные опроса указывают, что 7% предприятий Северной Америки и Европы в 2016 г. направили на внедрение средства AI не менее 250 млн долл., а 2% планируют в 2020 г. инвестировать в AI более 1 млрд долл.

Исследование выявило тесную корреляцию между инвестициями в AI и их влиянием на бизнес. Компании, которые получили наибольшую выгоду от внедрения AI-технологий вложили в эти проекты в пять раз больше, чем получившие наименьший эффект от внедрения AI. Компании-лидеры по инвестициям заработали в 2015 г. от AI-внедрения в среднем на 16% больше, чем в 2014 г., а компании с наименьшими вложениями — всего лишь 5%.

Регионом-лидером в области инвестиций в AI в 2015 г стала Северная Америка, где средняя сумма вложений на компанию достигла около 80 млн долл. В Европе этот показатель составил 73 млн долл., в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 55 млн долл., а в Латинской Америке 51 млн долл.

Аналитики отмечают, что основным фактором, влияющим на внедрение AI, является кибербезопасность. Респонденты всех регионов и областей хозяйственной деятельности выделили четыре наиболее важных элемента для широкого признания AI и стимуляции бизнес-выгоды. Самым ценным свойством AI 68% опрошенных считают возможности таких приложений по выявлению и предотвращению потенциальных хакерских атак и угроз информационной безопасности их ИТ-систем. Следующими по значимости приложениями стали когнитивные самообучающиеся системы, средства для получения надежных и безопасных решений на основе массивов данных. Кроме того, по мнению респондентов, AI-средства должны давать руководству компаний уверенность в том, что они надежны.

* Опрос проводился среди мировых компаний разных сфер деятельности (автомобильная промышленность, банки, финансовые институты, энергетические компании, предприятия здравоохранения и промышленности, ритейлеры и др.) со средней стоимостью бизнеса примерно 20 млрд долл.