J’son & Partners Consulting представила предварительные итоги развития в 2016 г.российского рынка корпоративных ОТТ-сервисов*, к которым компания относит:
– унифицированные коммуникации как сервис (включая сервисы ВАТС);
– офисные и бизнес-приложения как сервис, включая сервисы совместной работы с документами и внутренний документооборот;
– внешний электронный документооборот и обмен электронными данными как сервис;
– ОТТ-сервисы Интернета вещей и межмашинных коммуникаций;
– инфраструктурные облачные сервисы – IaaS и DaaS.
Общий объем российского рынка корпоративных ОТТ/облачных сервисов в 2016 г. вырос на 40%, до 30 млрд руб. В сравнении с мировыми данными этот объем составляет лишь около 0,5% от глобального потребления корпоративных ОТТ-сервисов, что в три раза меньше доли России в мировой экономике.
По оценкам Gartner, мировой рынок корпоративных публичных облачных сервисов вырастет в 2016 г. на 17,2%, до 209 млрд долл.. IDC оценивает этот рынок в 97 млрд долл. в 2016 г. и динамику в 20% CAGR на период 2015–2020 гг. Причина столь существенной разницы в оценках – в различных методиках, используемых этими компаниями (учтена различная номенклатура SaaS- и BPaaS-сервисов).
Темпы роста российского рынка в 2016 г. были в два раза выше мировых (40 % против 20%), но его объем не соответствует доле экономики России в глобальной экономике. Так, доля российского рынка корпоративных ОТТ/облачных сервисов в объеме мирового рынка составляет 0,5 % (оценка IDC) и 0,2 % (оценка Gartner) от объема глобального рынка публичных облачных B2B-сервисов. Это в три раза меньше, чем доля России в мировой экономике, которая составляет около 1,5%. Столь низкая доля России в мировом объеме потребления корпоративных облачных/ОТТ-сервисов в сочетании с опережающей динамикой роста российского рынка свидетельствует, с одной стороны, о значительном не только количественном, но и качественном отставании развития отечественного рынка корпоративных ОТТ/облачных сервисов от мирового, и о наличии высокого потенциала роста – с другой.
J’son & Partners Consulting прогнозирует, что при реализации сценария «как есть» в 2021 г. объем потребления корпоративных ОТТ-сервисов в России составит около 90 млрд руб., а показатель CAGR в период 2016–2021 гг. будет равен 24%. При этом около 70% прироста будет обеспечено увеличением потребления со стороны среднего, малого и микро-бизнесов.
Проведенные аналитиками компании расчеты свидетельствуют о том, что в случае реализации ряда стимулирующих мер, в частности законодательных, российский рынок может показать в два раза более высокие темпы роста (CAGR до 40% в период 2016–2021 гг.) и достичь в 2021 г. размера в 180–200 млрд руб., став, таким образом, одним из самых инвестиционно привлекательных сегментов российской экономики не только по темпам роста, но и по размеру прироста спроса в абсолютном (денежном) выражении.
Одна из проблем российского рынка состоит в том, что у отечественных провайдеров, значительная часть которых «выросла» из классической системной интеграции, по-прежнему принято ориентироваться на крупный бизнес и госсектор. Однако наличие у крупных корпоративных потребителей в России мощных собственных ИТ-инфраструктур с очень низким, присущим всем без исключения on-premise инсталляциям уровнем утилизации этих ресурсов позволяет провайдерам публичных сервисов рассчитывать в этом клиентском сегменте рынка лишь на предоставление относительно небольшого объема дополнительных ресурсов, задействуемых клиентами по модели гибридного облака.
Важно отметить, что СМБ и SOHO – это самый потенциально емкий в денежном выражении клиентский сегмент для провайдеров корпоративных ОТТ/облачных сервисов. Рост корпоративных ОТТ-сервисов в мире и его перспективы в России связаны с СМБ и микробизнесом, но в России последний сегмент пока практически не охвачен автоматизацией.
* Термин OTT означает доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя (приставку, компьютер, мобильный телефон) по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи.