Консалтинговая компания Deloitte уже в 16-й раз опубликовала ежегодные предсказания в сфере технологий и телекоммуникаций в отчете Deloitte Global Predictions 2017. Проанализировав мнение представителей технологической индустрии, экспертов и десятков тысяч потребителей по всему миру, специалисты Deloitte выделили несколько наиболее значительных событий и тенденций, которые произойдут и наметятся в текущем году. Так, по оценкам компании, в нынешнем году рынок планшетов продолжит сокращаться на фоне растущей популярности смартфонов и ноутбуков, число устройств, оборудованных дактилоскопическим считывателем, перевалит за 1 млрд, DDoS-атаки станут масштабнее, а …продажи виниловых пластинок продолжат расти и впервые приблизятся к 1 млрд долл.
1. По оценкам Deloitte, уже в начале 2017 г. число устройств, оборудованных считывателем отпечатков пальцев, впервые превысит 1 млрд. Каждый считыватель будет использоваться в среднем около 30 раз в день, а это означает, что в общей сложности за год таких использований будет более 10 трлн. При этом свыше 90% устройств со считывателями отпечатков — это смартфоны и планшеты. К концу года такие считыватели, считает Deloitte, будут на 40% смартфонов в развитых странах (в середине 2016 г. — 30%), а к концу десятилетия они будут распространены по всему миру, как сейчас встроенные камеры в смартфонах. По мнению экспертов Deloitte, многим государственным структурам и частным организациям уже сейчас стоило бы задуматься о том, как наиболее эффективно использовать эту быстро растущую базу дактилоскопических считывателей.
2. В своем исследовании Deloitte приводит данные, которые могут свидетельствовать о приближающемся закате совсем недавно начавшейся эпохи планшетов. Если в 2013, 2014 и 2015 гг. продажи этих устройств постоянно превышали 200 млн штук, то уже в 2016 г. их было продано только 182 млн. А в текущем году, по оценкам Deloitte, продажи должны упасть еще на 10%, до 165 млн. «Нет убедительных доводов в пользу использования этих устройств», – считают аналитики компании. Этот прогноз интересно сравнить с аналогичным исследованием и прогнозом Deloitte на 2011 г. , когда компания предвещала бурный рост рынка планшетов.
Падение спроса на еще совсем недавно популярные устройства специалисты компании объясняют тем, что их активно вытесняют смартфоны, которые становятся все более универсальными и увеличиваются в размерах, и ноутбуки, которые становятся легче и удобнее. Опросы в США и других странах мира показывают, что планшеты постепенно теряют привлекательность в глазах потребителей по сравнению с другими гаджетами. Самые популярные гаджеты у американцев — это смартфоны (76%), за ними идут ноутбуки (69%) и ПК (57%). Планшеты являются любимым электронным устройством лишь у 29% американских потребителей. А по опросу потребителей в 15 странах мира о том, какой следующий гаджет они намерены приобрести, лишь 16% назвали планшет, в то время как 28% планируют покупку нового смартфона, а 25% – нового ПК или ноутбука.
3. Совсем другие, оптимистичные, предсказания у Deloitte для рынка виниловых пластинок, который уверенно растет. Рынок, расцвет которого пришелся на конец 70-х годов прошлого века, переживает второе рождение, и в текущем году продажи виниловых пластинок по всему миру могут впервые приблизиться к 1 млрд долл. По оценкам специалистов компании, 90% продаж придется на новые и подержанные пластинки, а остальные 10% - на виниловые проигрыватели и аксессуары к ним. В 2017 г. будет продано около 40 млн пластинок. Главные причины для приобретения пластинок — это ностальгия, желание иметь памятную вещь или пополнить коллекцию.
4. Не обошли в Deloitte и актуальную проблему DDoS-атак, которые, по оценке специалистов компании, станут масштабнее, регулярнее и их будет сложнее предотвратить. Компания прогнозирует, что в год в мире будет совершаться свыше 10 млн таких кибератак, при этом в ходе как минимум одной DDoS-атаки в месяц спам будет пересылаться со скоростью 1 Тбит/с, а средний размер обычной атаки приблизится к 1,5 Гбит/с. Для сравнения: крупнейшие по объему DDoS-атаки в 2013–2015 гг. достигали 300–500 Гбит/с, а в 2016 г. уже было две DDoS-атаки по 1 Тбит/с.
5. По прогнозу компании, в 2017 г. свыше 300 млн смартфонов, или пятая часть всех проданных устройств, будут обладать функциями нейронных сетей и машинного обучения. Искусственный интеллект будет применяться повсеместно, от навигации внутри помещений до классификации изображений, расширенной (дополненной) реальности и распознавания речи. Кроме того, Deloitte утверждает, что эти инструменты не потребуют обязательного подключения к сети. Встроенное в них машинное обучение может улучшить и ускорить выполнение заданий или усилить защищенность, утверждают эксперты.
В отчете затрагиваются несколько проблем, но та его часть, которая касается машинного обучения, является наиболее конкретной. Например, Huawei анонсировала смартфон с Amazon Alexa; Android обладает встроенным машинным обучением; в изобилии используются цифровые помощники.
В 2016 г. некоторые устройства обладали способностью к машинному обучению, но в основном вычисления осуществлялись в облаках. Что изменится в 2017 г., так это то, что более быстрые процессоры изначально обеспечат возможность машинного обучения. Deloitte считает, что смартфоны станут лишь первой волной распространения машинного обучения.
Со временем такие возможности, вероятно, можно будет обнаружить в десятках миллионов дронов, планшетов, автомашин, устройств виртуальной и дополненной реальности, медицинских приборов, устройств для Интернета вещей и в других, пока непредсказуемых новых технологиях, отмечается в отчете.
Из других прогнозов Deloitte можно отметить следующие:
• К концу 2018 г. объем рынка «ИТ как сервис», т. е. предоставление разнообразных облачных сервисов, достигнет почти 550 млрд долл.;
• развитие автономных средств передвижения начнется с появления систем автоматического экстренного торможения, которые в 2022 г. сохранят 6 тыс. жизней;
• развертываются элементы сотовой связи 5G, которая со временем вызовет более революционные изменения, чем 4G;
• в 2022 г. внутренние помещения будут оснащены системой электронной навигации, сходной с GPS;
• объемы телевизионной рекламы будут сокращаться и сохранение нынешнего объема уже будет считаться успехом.