В условиях стагнации, а в отдельных сегментах и снижения продаж на мировом рынке печати, вопрос реализуемости концепции «безбумажного офиса» продолжает оставаться в центре внимания.
Однако, по мнению ряда участников рынка, специалисты отрасли недооценивают реальные объемы печати в организациях и, соответственно, имеют слишком оптимистичный взгляд на приближение к «безбумажному офису». И некоторые результаты независимых исследований рынка печати действительно указывают на наличие препятствий на этом пути.
Так, например, результаты интернет-опроса 750 офисных сотрудников организаций SMB в США, Великобритании, Бразилии и Испании, проведенного аналитической компанией InfoTrends, подтверждают общий тренд к постепенному переходу организаций на электронный документооборот. Две трети респондентов сообщили, что их компания предпринимает меры для автоматизации бизнес-процессов, связанных с бумажными документами, их упрощения или даже полного видоизменения. Почти 40% ответивших указали, что на бумаге остается менее четверти необходимой для ведения бизнеса информации.
Однако в этом же исследовании выяснилось, что вопреки распространенному мнению, молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет совсем не против продолжать распечатывать рабочие документы и не собираются существенно сокращать их объемы. В целом, по мнению офисных пользователей, 60% распечатываемых ими материалов очень важны, а 40% можно было бы и не печатать.
Последнее, по-видимому, связано с недостатками в организации доступа к документам, хранящимся в электронном виде. Так, участники опроса указали, что на поиск нужных им электронных документов уходит в среднем 36 минут, в то время как бумажный документ отыскивается быстрее - через 20 минут. Как и отношение «цифрового поколения» к печати, этот результат противоречит сложившемуся мнению, в данном случае аргументу в пользу большей оперативности работы с документами, если они хранятся в цифровой форме.