Согласно прогнозам аналитической фирмы Juniper Research, мировой объем выручки за услуги роуминга при авиаперелетах к 2020 г. составит примерно 3 млрд долл., что вдвое больше, чем получено операторами в 2015 г. В этом объеме учитывались услуги речевой связи, передачи данных и СМС. Хотя общая сумма выручки за «самолетный» роуминг в 2020 г. будет довольно значительна, она составит всего 5% от мировых объемов оплаты за международный роуминг при учете всех случаев его предоставления при перемещениях абонента.
По оценкам аналитиков, рост выручки будет стимулироваться главным образом за счет увеличения объемов передачи данных абонентами при полетах, в первую очередь теми абонентами, которых соблазнили сниженные тарифы за роуминг и повышенные скорости передачи (от 2,5 G до 3 G и 4 G). Кроме того, на борту самолетов предлагается расширенный спектр сервисов по сравнению с традиционными сетями мобильной связи, что тоже увеличивает число активных интернет-пользователей в полете. Подтверждением тому служат данные Juniper о росте активности абонентов на борту самолетов за последние 12 месяцев. Так, компания AeroMobile указывает на 56%-ный прирост числа авиапассажиров, использовавших роуминг в 1-м полугодии 2015 г. по сравнению с 1-м полугодием 2014 г.
Вместе с тем аналитики отмечают, что хотя тенденции развития полетного и наземного видов роуминга очень схожи, тарифная плата за полетный роуминг существенно выше. Например, тариф на телефонию оператора Vodafone NZ в полетном роуминге составляет 2,3 долл./мин., а на передачу данных 13 долл. за 1 Мбайт на обслуживаемых им линиях. Vodafone UK берет 5 долл. за первые 5 Мбайт и далее 27 долл. за каждые последующие 5 Мбайт, а за речевой вызов – примерно 3 долл.
При этом почти весь трафик (бесплатный или тарифицируемый) передается с помощью спутниковой связи, поэтому в тарифную плату включена цена передачи через спутник. Аналитики выяснили, что среди владельцев роумингового бизнеса нет четкого понимания, как должен развиваться сегмент полетного роуминга, и они продолжают включать оплату спутниковой связи в общий роуминговый пакет услуг. В Juniper полагают, что вопрос тарифов на полетный роуминг – ключевой для этого сегмента рынка мобильной связи. По мнению аналитиков, непомерно высокие цены смогут обеспечить лишь скромное увеличение объемов этого рынка за период 2015-2020 гг.