Во второй, наиболее неблагоприятной половине в целом неблагоприятного 2014 г. российский рынок ПК показал улучшение динамики. Она конечно осталась отрицательной, но по модулю улучшилась. Если в начале года темпы падения сегмента находились на уровне -19%, то в третьем-четвертом кварталах уже явно получше – «всего» -14%. (данные ITResearch).

Эксперты объясняют это обвалом национальной валюты, который привел к сбросу рублевых активов организаций. Те предприятия, у которых обновление парка техники уже было запанировано, оперативно воспользовались валютными колебаниями и сумели «уйти в товар». Тем более, что цены производителям удавалось удерживать по крайней мере до декабря, когда рубль просто рухнул. В результате российский рынок десктопов и приподнялся, особенно в корпоративной его части и в госсекторе.

Это так сказать внешний фактор. Но есть еще одна причина, которая очень рельефно отражена на графике рыночной доли на рынке настольных ПК так называемых компьютеров – моноблоков, или AIO. Именно во второй половине прошлого года в этом сегменте наблюдались заметные позитивные сдвиги. Они правда были давно ожидаемы, но произошли именно сейчас.

Динамика рыночной доли сегмента AIO на рынке настольных ПК

AIO_2015.jpg

 

Судя по динамике доли моноблоков среди всех десктопов, сегмент развивался неровно. В начале 2013 г. была тенденция роста, но затем она не подтвердилась. Рынок захлестнула та же волна рецессии, которая подавила рынок ноутбуков и утопила весь компьютерный сегмент. Из самого динамичного сектора компьютерного рынка моноблоки тоже превратились в деградирующий. Их вклад в общий объем к началу 2014 г. опустился до 11%, а годовая динамика ушла в область отрицательных значений. Но со второго квартала ситуация начала устойчиво выправляться, и уже в четвертом квартале сегмент составил почти 17% рынка настольных ПК. Общая динамика по всему 2014 г. в целом все равно имела отрицательную величину -10%, но это явно лучше, чем в любом другом секторе ПК. Что же произошло?

А произошло то, чего давно ожидали – моноблоки стали активно продаваться в организации, пошли на рабочие места. Изначально сегмент был в большей мере ориентирован на частное потребление. А консьюмерский рынок, как известно, стагнировал сильнее всего, что, например, также отчетливо видно по сектору домашних ноутбуков. Но вот, корпоративный потребитель «прочувствовал», наконец, моноблоки, и дело начало резко выправляться. Конечно, здесь помог и упоминавшийся выше стимулятор корпоративных закупок в виде девальвации рубля. Но очевидно, что эффект в данном сегменте был намного сильнее.

Показателен в этом смысле моноблочный бизнес HP – компании, среди крупных иностранных поставщиков наиболее акцентированной именно на бизнес-сегмент. Если в конце 2013 г. более половины продаж AIO компании составляли устройства под потребительскими брендами Pavilion и Envy, то в конце 2014 г. их доля сократилась до малозаметных 15% – все остальное приходилось на бизнес-серии Pro, Elite и пр. ( данные ITResearch). У других вендоров изменения, может быть, не столь разительны, но общая тенденция роста продаж моноблоков в деловой сектор наблюдается по всему рынку.

Бизнес - сектор начал, наконец, потихонечку переходить на моноблоки. Вообще сегмент моноблоков как все же локальный и легко оцениваемый, со счетным числом игроков, становится неплохим индикатором происходящего в секторе бизнес-ПК в целом. По AIO легко отслеживать общее направление развития индустрии, пользуясь этими данными как своего рода индексом. И, как видим, этот индекс сегодня имеет позитивную направленность, что не может не радовать.

Активизация закупок моноблоков поспособствовала и изменениям в конкурентной среде. Доля иностранных вендоров на российском рынке дескотопов в 2014 г. очередной раз поднялась и составила 34%.

Традиционно сегмент AIO целиком и полностью – это сфера деятельности международных компаний. Доля моноблоков в российском производстве остается мизерной ( порядка 3%), а этапе деконсьюмеризации этого подсегмента российские производители и вовсе оставлены за бортом процесса, поскольку бизнес выбирает более именитые марки моноблоков. В результате рынок AIO сейчас сильно концентрирован. На первую пятерку поставщиков AIO приходится 79% всех продаж моноблоков. Ну, а ее состав – сплошь иностранные компании: Acer, Apple, Asus, Lenovo,HP*

Подробнее о конъюнктуре российского рынка ПК см. в статье «Позитив на мрачном фоне», «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №2

* Данные ITResearch, компании перечислены в алфавитном порядке.