В перспективе экономической неопределенности в России, под знаком которой начался год, многие задаются вопросами — "Что ждет рынок ИТ-аутсорсинга, как он поменяется, какие векторы определяют направление его движения, что ждет заказчиков и подрядчиков проектов в этом сегменте? Компания ICL Services* провела исследование и определила главные тенденции развития рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 г.

Специалисты компании проанализировали мнения экспертов и пришли к следующим выводам:

  1. Мировой рынок ИТ-аутсорсинга находится на подъеме

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга, несмотря на непростую экономическую ситуацию, продолжает расти за счет активного развития технологий и растущих ожиданий покупателей.

По данным компании Gartner, расходы на ИТ-аутсорсинг будут увеличиваться вплоть до 2018 г., в 2015 г. подъем хотя и будет замедлен, но все-таки составит в среднем 4,5 %.

При этом акцент расходов будет сдвигаться от традиционных на мировых рынках услуг ИТ-аутсорсинга, таких, как поддержка ЦОДов и корпоративных информационных систем, на новые — стандартизированные и отраслевые предложения, в том числе облачные сервисы.

  1. Рынок ИТ-аутсорсинга в России вырастет

Что касается российских показателей, то они следуют мировым тенденциям. По итогам 4-го квартала 2014 г. рост рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране составил 4 % (по данным IDC). И хотя в России движение потребителей в сторону ИТ-аутсорсинга началось лишь недавно, заказчики продолжат проявлять активный интерес к данной сфере услуг. Особенно большой рост покажет спрос на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Начав с простых технических функций, клиенты рынка становятся все более опытными, они постепенно, но уверенно движутся к более сложным и комплексным задачам. А соглашение об уровне предоставления услуг (SLA), удовлетворяющее требованиям бизнеса, становится ключевым показателем при принятии решения о заключении контракта.

  1. Темпы развития российского ИТ-аутсорсинга будут опережать мировые

Рынок ИТ-аутсорсинга в России в 2015 г. останется на стадии становления. Однако есть уверенность в том, что данный этап мы пройдем быстрее, чем это когда-то было сделано в США, а потом и в Европе. Поспособствовать этому, как ни странно, могут сложности в экономике страны, которая заставляет оптимизировать расходы компаний, в том числе и на ИТ. В свою очередь, одной из возможностей ИТ-аутсорсинга является экономия ресурсов, как денежных, так и трудовых.

К тому же сегодня ИТ-аутсорсинговые компании могут опираться на лучшие международные практики и процессы. Вместе это позволит не только гораздо быстрее и эффективнее поднять уровень зрелости клиента и компании-аутсорсера, но и выйти из кризиса, сократив издержки и одновременно обеспечив стабильный темп развития компаний.

  1. Аутсорсинг может помочь импортозамещению

Вероятность сохранения сложной геополитической ситуации в России и связанные с этим риски нарушения безопасности или управления информационными системами, либо отказ зарубежного производителя от предоставления или поддержки своих продуктов, будут заставлять отечественные компании задумываться о том, как снизить зависимость от иностранной интеллектуальной собственности и минимизировать риски.

Ответом на вызовы может стать как импортозамещение, направленное на замену патентованных продуктов российскими разработками, так и привлечение аутсорсера.

Как отмечают в ICL Services, реализация программ импортозамещения, безусловно, повысит долю российских решений и сервисов в сфере ИТ, однако в настоящее время далеко не все типы ИКТ-продуктов и систем могут быть эффективно замещены российскими разработками.

  1. Заказчики станут более опытными и уверенными в сложных проектах

ИТ-аутсорсинг — это дорога с двусторонним движением и эффективный переход на него — во многом вопрос зрелости компании, которые в 2015 г., безусловно, обретут новые практики и опыт ведения аутсорсинговых проектов.

В то же время клиенты также непрерывно развивают свою компетенцию в управлении, в том числе аутсорсинговыми отношениями, становясь более опытными, и стараются достичь максимального эффекта от работы с аутсорсером.

  1. ИТ-аутсорсинг станет более специализированным

Облачные вычисления, отбирающие клиентов у традиционных аутсорсинговых компаний, неуверенность фирм-новичков в сфере ИТ-аутсорсинга относительно состояния экономики тех стран, где они работают, а также заключение или продление только наиболее прибыльных договоров — все это будет сдерживать рост рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 г. В связи с этим ИТ-аутсорсинг пойдет по отраслевому, специализированному пути, а оказываемые сервисы трансформируются преимущественно в поддержку недорогих услуг и цифровых технологий (социальные, мобильные и облачные).

  1. Выгода привлечения внешних исполнителей становится все более очевидна

Несмотря на многие трудности экономического и геополитического характера, рост рынка ИТ-аутсорсинга будет продолжаться. Он позволит компаниям открыть путь к новым возможностям и осуществить структурные и стратегические преобразования бизнеса.

Сегмент ИТ-аутсорсинга — одно из самых перспективных направлений российского ИТ-рынка. В ICL Services предполагают, что интерес к услугам ИТ-аутсорсинга по базовым стандартным сервисам в 2015 г. повысится. В связи с этим компания прогнозирует выход на рынок ИТ-аутсорсинга системных интеграторов, расширение спектра предлагаемых услуг и повышение гибкости условий контрактов. Главной сложностью на этом фоне эксперты называют проблему удержания высококвалифицированного персонала на обслуживании непрофильных функций компаний.

* Компания работает на международном рынке с 2006 г. и является крупнейшей ИТ-сервисной компанией в Группе компаний ICL. Подробнее см.