Согласно результатам исследования НП «РУССОФТ», тональность статей в зарубежных СМИ за прошедший год изменилась не в пользу российских экспортеров программного обеспечения. Однако это не повод для паники, следует из исследования.

Подобный рост сам по себе еще не говорит о возникновении новых серьезных проблем, которые могут препятствовать экспорту продукции российских разработчиков программного обеспечения.

Доля статей с негативной по отношению к России тональностью хоть и увеличилась за год, но все равно осталась на более низком уровне, чем это фиксировалось несколько лет назад.

Made NOT In Russia

Еще недавно анализ публикаций ведущих СМИ наводил на мысль, что их авторы представляют Россию в виде огромной территории с нефтяными вышками, заводами по производству водки и ракетными шахтами.

Из-за этого российские софтверные компании, ориентированные на широкую аудиторию зарубежных покупателей и заказчиков, старались по возможности не акцентировать внимание на том, в какой стране осуществляется разработка их решений. Зачастую они вообще действовали на зарубежном рынке от имени своей местной «дочки», которая якобы продавала собственный продукт, вне связи с российским разработчиком. Примерно к 2012 г. подобная скрытность перестала быть необходимой.

Использование в маркетинге слогана «Made in Russia» не стало однозначно желательным (особенно в ведущих западных странах, на рынки которых больше всего ориентированы российские софтверные компании), но уже совсем не таким рискованным, как в середине нулевых.

Образ врага

Тем не менее в 2013 г. стала явно активизироваться работа по созданию из России образа врага в западной прессе. Это проявляется в резко увеличившемся количестве публикаций, в которых Россия вместе с Китаем представлена страной, более всего угрожающей информационной безопасности США и Европейского союза. В этих публикациях идет речь об арестованных за рубежом российских хакерах, кибер-атаках на информационные системы и сайты с территории России и кибер-шпионаже.

Более частые заявления о российских угрозах в 2013 г. были связаны, прежде всего, с обострением отношений США и России. Началось оно с предоставления Россией временного убежища Эдварду Сноудену, бывшему сотруднику ЦРУ и Агентства национальной безопасности США. Власти США требовали его выдачи от России, но получили отказ.

Эксперты в области информационной безопасности, которые не связаны с государственными структурами, как правило, считают, что столь большое внимание, которое уделяется России, когда речь идет о киберпреступлениях, не обосновано фактами.

Демарш Эдварда Сноудена и роль в этой истории Москвы, предоставившей ему убежище на своей территории, часть западных читателей восприняла как недружественный по отношению к США жест. Другая часть отнеслась к Сноудену как к герою и прониклась уважением к стране, которая его приютила и защитила от преследований.

Некоторые опросы показывают, что у Сноудена даже в США больше сторонников, чем противников. Поэтому публикации о нем можно было отнести к тем, которые положительно влияют на имидж России.

В итоге в публикациях в зарубежных СМИ по результатам анализа «РУССОФТ» за период 01.07.2012-30.06.2013 доля негативных составила 39%, а позитивных – 61%.

В период с 01.07.2013 по 30.06.2014 доля негативных публикаций выросла до 51%, соответственно позитивных снизилась до 49%.

Имидж - не всегда помеха бизнесу

Все сделанные выше выводы касаются только тех статей и обзоров, в которых речь идет о высоких технологиях. В публикациях по другой тематике (например, о политических событиях), содержится намного больше негатива в отношении России, чем позитива. Однако и переоценивать значение негативных статей с тематикой, далекой от ИТ, не стоит. Например, Китай в западных СМИ представлен еще более недемократичным государством, но это не мешает успешному продвижению китайских товаров на рынках США и Европы.

Некоторые российские компании также занимают лидирующие позиции на этих рынках, независимо от того, что пишут о России западные СМИ. Компании Kaspersky Lab удается доминировать не только на корпоративном, но даже на розничном рынке США.

Общение с руководителями ведущих американских высокотехнологичных компаний показало, что они ни в коем случае не планируют сворачивать сотрудничество с российскими партнерами и даже как-то его корректировать под давлением американских чиновников.

В Top-7 самых лояльных по отношению к России СМИ входит только два специализированных издания — CNET и ZDNet. Американский Forbes по доле позитивных по отношению к России статей оказался самым лояльным изданием. Однако по количеству публикаций (как всех, так и позитивных) на верхних позициях все же оказываются специализированные СМИ.

Россия – значит ПО безопасности

Больше всего публикаций в зарубежных СМИ связано с информационной безопасностью (ИБ). Таким образом, зарубежным читателям может показаться, что в России другими направлениями ИТ почти не занимаются, хотя это и не так. Однако подобный перекос все же закономерен. Во-первых, потому что информационной безопасности (угрозам и выявленным уязвимостям) сами СМИ уделяют особое внимание. Во-вторых, российские компании, чья деятельность связана с ИБ, активнее других общаются с зарубежными журналистами.

В-третьих, западные СМИ по-прежнему считают Россию (наряду с Китаем) самым большим источником кибер-угроз, что в большей степени отражает искусственно созданный образ врага, чем реальную ситуацию.

Вместе с тем появились две новые темы, помимо Сноудена, СМИ заинтересовали санкции. Обсуждение возможных последствий санкций против России в зарубежной прессе активно началось весной 2014 г.

Также впервые появилось много статей, в которых сообщается о том, что ожидаемые во всем мире новинки появятся сначала на российском рынке. 10 лет назад такие новинки появлялись в России с задержкой минимум на один-два года. Заметила зарубежная пресса появление уникального смартфона с двумя экранами, который разработала российская компания Yota.

Также журналисты вместе с экспертами обсуждали проект создания безопасной операционной системы компании Kaspersky Lab. Отношение к этой системе в целом положительное, хотя некоторые специалисты скептически относятся к перспективам ее продвижения на мировом рынке.

Всего в отобранных для анализа статьях (за 2 года) упоминается 36 российских компаний и организаций, но только 9 из них - более двух раз. Закономерно в рейтинге самых упоминаемых компаний с большим отрывом лидирует Kaspersky Lab.

Эта компания является крупнейшим российским экспортером ПО и занимает лидирующие позиции на рынках многих экономически развитых стран, включая США и Германию. Кроме того, ее менеджеры наладили постоянный контакт со многими журналистами зарубежных изданий.

Такой короткий список компаний, упоминавшихся в СМИ, на фоне успехов уже более 15 российских компаний, фигурирующих в международных рейтингах лучших поставщиков программных продуктов и услуг по его разработке, показывает, что ряд крупнейших российских экспортеров ПО по какой-то причине еще не наладили активную работу с иностранными СМИ.

Выводы

По мнению «РУССОФТ», публикации в СМИ имеют большое влияние на составителей рейтингов, в которых оцениваются условия для бизнеса в различных странах, развитие ИТ, конкурентоспособность, инновационность экономики и т. п.

Негатив в СМИ по отношению к России понижает ее позиции. Иногда они настолько низкие, что никак не могут быть названы объективными.

Летом 2013 г. в компании впервые за все годы проведения исследования не нашли ни одного рейтинга, в котором российские позиции ухудшились. За прошедший с тех пор год произошло несколько откатов на более низкие места, но все же чаще Россия поднималась чуть выше. По оценкам «РУССОФТ», все случаи подобной «сдачи позиций» произошли именно из-за увеличения количества публикаций, негативно влияющих на имидж страны.