Динамика темпов роста российского рынка проекторов традиционно подвержена значительным флуктуациям. Во время кризиса рынок рухнул более чем на 50%. В следующем, 2010 г. он отскочил более чем на 60% по сравнению с “дном” и затем два года подряд показывал очень существенный прирост, как органический, так и благодаря возобновившимся образовательным тендерам ( здесь и далее данные аналитической компании ITResearch).

В текущем году рынок ушел в минус, причем негативная динамика в течение первых трех кварталов только нарастала. Показатели четвертого квартала, пока не подведены, но даже если он будет достаточно удачен, вряд ли по итогам года суммарное падение составит менее 15% в штуках.

С денежными показателями пока несколько другая ситуация: в текущем году они падают чуть меньше, чем натуральные. Что говорит о том, что цена проекторов несколько возросла. И это довольно интересный момент.

До недавнего времени средневзвешенная стоимость проекторов устойчиво шла вниз (см. рисунок). В текущем году средневзвешенная стоимость показала даже некоторое увеличение. Не так давно она опустилась ниже уровня 1000 долл., а затем от него “отскочила”. Позже, вероятно, она все же снизится, но не исключено, что возможно зарождение и обратного тренда.

Снижение цен на рынке в предшествующие периоды (имеются ввиду именно средневзвешенные цены с учетом реальной структуры и объемов продаж всех моделей) могло быть обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, общим трендом ценовой эрозии, которая действует на все модели, и действительно традиционные модели проекторов продолжали дешеветь. Во-вторых, превалированием продаж самых простых и дешевых устройств, которые чаще всего отгружались в сферу образования.


Отмеченный нами феномен роста средневзвешенной стоимости в минувшем году может быть связан в частности со слабостью тендерного рынка, а также с увеличением доли относительно дорогих устройств, поставляемых для нужд бизнеса.  

Динамика средневзвешенной стоимости проекторов на российском рынке

Рост данного параметра может быть также связан с появлением и ростом популярности каких-то новых типов, которые, имеют более высокую цену. На роль последних могут претендовать появившиеся на рынке LED-проекторы, которые пока еще относительно дороги, и теоретически могут удержать ценовой показатель на приемлемо высоком для производителей уровне.

Ценовая эрозия конечно хороша для потребителя, но для участников рынка она оборачивается снижением прибыльности, и может понизить их активность.

Можно рассчитывать, что с внедрением намного более долгоживущих LED-проекторов структура спроса может поменяться. В частности, просматривается следующая связка: сверхмобильные LED-проекторы с яркостью под 1000 ANSL, максимально приспособленные к работе со смартфонами и планшетами, или даже оборудованные встроенными Android-компьютерами и WI-FI. Здесь возможны очень интересные сценарии использования, особенно в молодежном потребительском сегменте, способном обеспечить значительный спрос. 

Конечно пока подавляющая часть рынка проекторов лежит в сегменте B-2-B, который крайне неоднороден. И наиболее стабилен здесь субсегмент инсталляционных проекторов. Но очень значимым становится и сегмент микропортативных и ультрапортативных проекторов, используемых для мобильных презентаций.

Многие “разъездные” менеджеры предпочитают подстраховаться и иметь при себе собственный аппарат. Этот сегмент потребителей обеспечивает достаточно большой и стабильный объем закупок, но лишь в хорошие времена. Во времена кризиса или стагнации экономики такие потребители быстро останавливают закупки до лучших времен. 

Сейчас в экономике наблюдалась не лучшая ситуация, но с ее выправлением активность бизнес-потребителей должна увеличиться. И стимулом может выступать тот же тип оборудования: маленький сверхсовременный LED-проектор в связке с новейшими гаджетами. В том числе и для мобильных домашних потребителей.

По данным ITResearch продажи LED-проекторов пока достаточно незначительны, вплоть до того, что данный технологический срез в настоящее время не выделен в отчетах компании отдельной позицией. Однако динамика здесь очевидно положительная и, возможно, уже в следующем году такие устройства будут выделены в отдельную категорию. Подробнее о структуре российского рынка проекторов см. в статье «Без образования никак».

Структура продаж на российском рынке проекторов», «Бестселлеры IT-рынка», 2013, №4