Компания GE опубликовала результаты 3-го ежегодного исследования* Global Innovation Barometer («Глобальный инновационный барометр»). Как выяснили аналитики, топ-менеджеры компаний по-прежнему считают инновации одним из своих стратегических приоритетов, однако каждый третий опрошенный руководитель обеспокоен тем, что его бизнес может не сохранить конкурентное преимущество, учитывая высокие темпы развития и уровень глобализации деловой среды на фоне ограниченного количества ресурсов.

Наметившееся "головокружение от инноваций«— беспокойство, связанное с меняющейся динамикой бизнес-ландшафта и сомнения в том, какой путь избрать. Оно побуждает лидеров менять подход к методам достижения роста. При этом многие руководители компаний пытаются преодолеть эти сложности, исследуя новые, порой неожиданные возможности инновационного развития.

Риски, связанные с политикой протекционизма

Многие руководители высказывают противоположные мнения о том, как лучше вести себя в условиях постоянно изменяющейся экономической среды. Стремясь уменьшить риски, с которыми сталкиваются их предприятия и национальная экономика, многие из них призывают обратиться к протекционистским мерам. 71% опрошенных хотят, чтобы местные власти отдавали предпочтение развитию отечественных инноваций. Однако такой же процент респондентов считает, что правительство должно сделать рынок более открытым для иностранных инноваций и инвестиций. Парадоксально то, что 53% опрошенных высказались за и в том, и в другом случае.

Данные исследования указывают, что даже представителям высшего руководства крупных компаний порой трудно противостоять соблазну прибегнуть к протекционистским мерам.

Инновации — больше, чем создание нового продукта

В то время как постепенное улучшение качества существующей продукции и разработка инновационных продуктов традиционно являлись основными факторами роста компаний, сегодня все большую роль играют инновационные бизнес-модели, они становятся одним из главных путей к успеху. Разработка новой бизнес-модели может стать менее рискованным и ресурсоемким методом для более эффективного понимания и взаимодействия с клиентами, чем традиционные подходы, такие как разработка новой продукции.

· 52% опрошенных считают, что разработка новых бизнес-моделей будет самым эффективным методом улучшения результатов их компании в будущем. Популярность этого метода увеличилась на 6% по сравнению с предыдущими годами.

· В то время как в большинстве стран руководители компаний отмечают снижение объема частных инвестиций, в Германии и Великобритании этот показатель, наоборот, повышается.

Сотрудничество как конкурентное преимущество

Сотрудничество между компаниями становится одним из методов конкуренции и получения прибыли, особенно в развивающихся странах. Но хотя эффективность партнерских отношений была признана по всему миру, отсутствие действенной защиты интеллектуальной собственности, недоверие и переманивание сотрудников являются барьерами на пути к конкретному действию в этом направлении.

· 87% респондентов уверены, что развитие партнерских отношений и сотрудничества могло бы помочь их фирмам добиться более заметных успехов в сфере инноваций, при этом 68% опрошенных заявили, что уже разработали или улучшили один из своих продуктов в сотрудничестве с другими компаниями. В этой области наиболее опытными оказались Германия, Китай, Бразилия и Швеция.

· Основная причина, по которой компании решают сотрудничать с другими игроками — доступ к новым технологиям (79%) и рынкам (79%); что же касается сдерживающих факторов, респонденты указали на отсутствие конфиденциальности и методов защиты интеллектуальной собственности (64%), а также на проблемы доверия (47%) и страх потерять ценных сотрудников (45%).

Государство — проводник в мире инноваций

Лидеры компаний по всему миру обеспокоены политическим климатом, который негативно сказывается на инновациях, и призывают политиков обеспечить более стабильный политический курс, чтобы поддержать и ускорить инновационное развитие на внутренних рынках и на международном уровне. Главы компаний рассматривают защиту своих деловых интересов (кадров, знаний, интеллектуальной собственности) и устранение политических барьеров (бюрократии, избыточного регулирования) как ключевые условия успешного развития инноваций.

· В большинстве стран, включенных в исследование, компании отмечают ухудшение политического климата. Это в особенности касается Швеции, Израиля, Турции, Саудовской Аравии и Канады. Ощутимое улучшение обстановки демонстрирует лишь Индия (9%).

· Среди задач, которым правительства стран должны отдать приоритет, чтобы поддержать инновации, респонденты назвали образование (50%), борьбу с коррупцией (48%) и защиту коммерческой тайны (41%).

Соответствие специалиста должности

Опрос показал, что руководители ведущих инновационных компаний по всему миру испытывают насущную потребность в талантливых сотрудниках, а такие черты работника, как умение творчески подходить к решению проблем и развитые технические навыки были названы ключевыми в деле раскрытия инновационного потенциала компании.

· В числе четырех наиболее приоритетных задач 81% опрошенных назвали необходимость внесения изменений в образовательную систему, чтобы она лучше отвечала потребностям бизнеса. Данные из Южной Кореи разительно выделяются на общем фоне: здесь лишь 47% отметили этот пункт в качестве приоритетного.

· По мнению 55% опрошенных (- 6% по сравнению с предыдущим годом), университеты и школы дают хорошую образовательную базу будущим лидерам-инноваторам.

· Возможностей получить иностранных специалистов в штат становится все меньше вследствие вводимых ограничений, а это негативным образом сказывается на инновационных способностях компании. Так считает 41% респондентов.

* Исследование «Global Innovation Barometer» было инициировано GE и проводилось независимой консалтинговой компанией StrategyOne. Основные цели исследования — определить факторы, которые, по мнению лидеров мировых компаний, способствуют или препятствуют внедрению инноваций, а также проследить, как эти факторы отражаются на стратегиях ведения бизнеса.

Исследование проводилось с 22 октября по 5 декабря 2012 г. В рамках телефонных интервью было опрошено 3 100 руководителей высшего звена в 25 странах. Все респонденты непосредственно задействованы в инновационных процессах внутри своих компаний, занимают должности вице-президентов и президентов; 28% опрошенных являются руководителями высшего звена.

Опрос проводился в следующих странах: Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Великобритания, Германия, Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия, Нидерланды, Нигерия, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швеция, Южная Африка, Южная Корея, Япония и Вьетнам.