Исследования аналитиков показывают, что вектор развития систем резервного копирования и восстановления данных явно направлен в сторону дисковых систем. Например, в 2010г. доля ленточных систем составляла по данным IDC около 15% рынка систем резервного копирования, в то время, как на дисковые системы приходилось около 25% рынка ( в структуре рынка по методологии IDC большой сегмент занимает программное обеспечение систем защиты и восстановления данных). Дальнейшая динамика также не в пользу систем на базе ленточных накопителей, аналитики предрекали им в ближайшее пятилетие падение со среднегодовыми темпами около 8%. В то же время сегмент дисковых систем ожидает заметный рост ( CAGR 16-17%). В результате к 2014г. вышеупомянутая пропорция рыночных долей 15%/25% трансформируется в 10%/35%.

Динамика структуры мирового рынка систем резервного копирования


Источник: IDC

Не исключено, что прогноз может быть и пересмотрен, многое зависит от изменения отношения ИТ-подразделений к проблеме миграции на дисковые технологии в процессе модернизации существующих систем защиты и восстановления данных, где дисковые технологии пытаются, и небезуспешно, вытеснять ленты в процессе реконструкции существующих систем.

Процесс этот имеет естественные ограничители, о которых хорошо сказано в исследованиях компании ESG (Enterprise Strategy Group), которая занимается регулярными опросами представителей средних и крупных предприятий по проблематике защиты данных и планов по их решению. Двумя главными проблемами защиты данных регулярно остаются «обслуживание растущего объема данных» и «уменьшение времени резервного копирования и восстановления». Конечно, эти две проблемы взаимосвязаны: объем данных для резервного копирования продолжает расти, а отведенное время остается неизменным — в сутках всегда будет только 24 часа и только часть из них можно выделить на резервное копирование. То есть проблема понимаема и признаваема. Тем не менее, когда компания ESG после этого опрашивает организации, в какие приоритетные области они собираются вкладывать средства в течение ближайших 12—18 месяцев, «преобразование архитектуры сред и процессов резервного копирования» никогда не попадает в пятерку приоритетов.

Причин такого «нелогичного» поведения несколько. Во-первых, коренная модификация глобальной системы защиты данных – это прямой путь получить дыру в ИТ-бюджете, поскольку системы эти непростые и не дешевые.

Кроме того, организации считают, что хотя инновационные решения для защиты данных позволят им разрешить проблему роста объемов данных, есть серьезная проблема совместимости новых предложений и обучения персонала.

В результате на ИТ-отделы ляжет эксплуатационная нагрузка по интеграции и управлению. То есть миграция на новые сложные решения сопряжена с дополнительными рисками и издержками, что затрудняет обоснование необходимости процессов преобразования. В результате организации часто идут на выборочные улучшения в процесс защиты данных, например, внедряют новые системы для критически важных приложений или модернизируют существующее ПО для резервного копирования, чтобы воспользоваться преимуществами новых технологий.

Кроме того, аналитики ESG признают, что расходы на оборудование не главная преграда для перепроектирования системы. Согласно их подсчетам, эксплуатационные издержки — на персонал, консультантов и услуги — составляют 58 % издержек на защиту данных. Использование нескольких решений различных производителей усложняет управление и может увеличить операционные издержки, если ИТ-отдел (или аутсорсер) вынужден интегрировать все эти решения. При этом существует риск, что отдельные решения не будут функционировать, как предполагалось, или их нельзя будет легко интегрировать в существующую среду. Можно конечно избежать части этих проблем благодаря тщательному отбору новых решений. Но всегда существует вероятность того, что система не будет масштабироваться, а также окажется, что ПО и дисковая система резервного копирования несовместимы, если не внести значительные изменения их конфигурации. Из-за этих проблем может возникнуть ситуация, когда ИТ-подразделению не удастся завершить обычное резервное копирование, не говоря уже об улучшении целевых точек восстановления и целевого времени восстановления, что собственно является целью развертывания инноваций.

Возможно здесь и кроется ответ на вопрос: «Почему же системы D2D так и не смогли пока полностью вытеснить ленточные системы?»

Подробнее о противостоянии дисковых и ленточных систем см. статью «Выживет ли лента»,«Бестселлеры IT-рынка», №2, 2011.