Рынок мультимедийных проекторов, и, в частности, его домашняя составляющая, традиционно находятся под гнетом двух очень важных «внешних» факторов. Российские потребители, в основной своей массе, еще недостаточно платежеспособны для приобретения предметов роскоши, к которым, в принципе, можно отнести проекторы. Кроме того, негативный отпечаток накладывает необходимость нетривиальной для массовых потребителей инсталляции проекторов и просто недостаточная информированность о них. В этом же ряду стоит, пожалуй, ключевой отрицательный фактор: малогабаритность жилья и невозможность выделения под домашний кинотеатр отдельного помещения.

Следствием такой особенности потребительской среды является то, что на рынке домашних проекторов чрезвычайно силен такой субститут, как плоскопанельные телевизоры. Для сравнения: по данным ITResearch, в 2009 г. кинотеатральных проекторов было продано порядка 10 тыс. штук, в то время как телевизоров с диагональю 32 дюймов и более — свыше 3 млн. Очевидно, такое различие в основном обусловлено тем, что доминирует потребность в эфирном телевидении, а не в домашних кинотеатрах, но все же разница огромна.

Ряд проблем, влияющих на конкурентоспособность проекторов по отношению к субститутам, решить просто нельзя, поскольку они связаны с потребителями. Но существует и набор технических вопросов, которые в принципе реализуемы. Наиболее очевидные из них — срок жизни лампы и рабочее разрешение.

Первая задача, скорее всего, будет решаться с помощью альтернативных технологий подсветки (об этом мы, возможно, напишем в одном из ближайших номеров «Бестселлеров»).

Серьезность вопроса с разрешением нельзя недооценивать, поскольку рынок основных конкурентов — плоскопанельных ТВ последние год-два демонстрирует взрывной характер внедрения разрешения Full HD (1920×1080). На этом фоне самые массовые кинотеатральные проекторы с разрешением 1280×720 в глазах потребителя выглядят очень блекло, тут требуется немедленная ликвидация технологического отставания.

В принципе, решение проблемы разрешения на данный момент уже отработано и начало внедряться достаточно массово. При этом следовало ожидать двух выраженных трендов: резкого увеличения предложения Full HD-проекторов и снижения их стоимости, переводящего данные устройства в массовый сегмент рынка.

Как показывает анализ предлагаемой товарной номенклатуры (см. рис. , данные ITResearch), в течение 2009 г., несмотря на кризис, сопровождавшийся снижением покупательной способности, на российском рынке в структуре товарного предложения быстрыми темпами росло количество Full HD-моделей, к концу года достигшее почти 50 реально продававшихся устройств. Причем в течение года их число от квартала к кварталу увеличивалось. А в четвертом квартале, когда давление кризиса начало ослабевать, наблюдалось скачкообразное расширение товарной номенклатуры.

При этом, процесс расширения товарного предложения сопровождался снижением стоимости устройств, которое в среднем составляло около 80 долл. за квартал, и сейчас на рынке представлено довольно ощутимое количество моделей стоимостью менее 3 тыс. долл. (и даже 2 тыс.). Можно сказать, что стандарт Full HD, зародившийся как воплощение абсолютного качества в сфере кинематографа, плавно перекочевывает со старших устройств линейки на младшие, постепенно снижаясь в стоимости и престиже.

Для кинотеатрального проектора, в силу его специализации, весьма логично иметь разрешение Full HD, которое по сравнению с HD Ready дает возможность заметно увеличить детализацию изображения, а это, по мере роста размера экрана, становится все более необходимым. В этом свете потребность в повышении разрешения проектора выглядит еще более убедительной, нежели в случае с телевизором. Еще один кирпич на весы выбора разрешения кладет «заточка» решения на базе проектора под развлекательные функции — покупая проектор себе домой, каждый человек должен осознавать, что с помощью этого устройства можно реализовать, а что — нет. Проектор дает большой экран, более естественное, мягкое изображение (по сравнению с телевизором, разумеется), а HD-проектор — еще и отличный уровень детализации.

Общеизвестно, что существуют некие ценовые уровни, во многом задающие тон рынку массовых устройств, и преодоление этих уровней производителями обычно символизирует готовность массово продавать (и приобретать) бюджетные решения. Мы полагаем, что в среде Full HD-проекторов для домашнего кинотеатра этот уровень составляет 1000 долл. В этом случае можно рассчитывать, что стоимость неплохого решения (домашний кинотеатр) может быть в пределах 60 тыс. руб. Учитывая большой размер экрана, легко понять, что такой вариант имеет вполне конкурентную цену по сравнению с сопоставимыми плоскими панелями, и это может подвигнуть многих колеблющихся потребителей на выбор именно проектора как основы для кинотеатра. В России бюджетные проекторы обсуждаемой категории сейчас продаются по цене примерно 1550–1750 долл., и фактически они уже способны создать более массовый рынок домашнего кино высокого разрешения, поскольку отношение размер экрана/стоимость у них ощутимо лучше, чем у плоскопанельных телевизоров.

При сохранении текущей эрозии цен (порядка 80 долл. в квартал) покупателям стоит ждать 1000-долларового проектора лишь через полтора года. Однако есть основание утверждать, что снижение цен может несколько ускориться. Дело в том, что за рубежом проекторы высокого разрешения и низкой цены уже встречаются, и российским потребителям, скорее всего, осталось ждать не так уж много, пока тенденция «дойдет» до нас.

Подробнее о новейших трендах в товарном предложении проекторов см. «Бестселлеры ИТ-рынка, №1 2010», «Кинотеатральный Full HD. Анализ предложения Full HD-проекторов для домашнего кинотеатра».