В 2009 г. мировой рынок корпоративного ПО, по прогнозу аналитической компании Gartner, может вырасти на чисто символические 0,3% по сравнению с прошлым годом. А в случае дальнейшего ухудшения в экономике рост данного рынка может ухудшиться еще на 1-2 процентных пункта и перейти к отрицательным значениям.

Проблемы на этом рынке начались в IV квартале 2008 г., и ближайшие несколько кварталов также ожидаются непростыми. Подъем активности настанет не раньше первой половины 2010 г.

Наибольший удар на мировом рынке ПО ощутят наиболее развитые страны, а в развивающихся регионах рост будет не столь сильный, как прогнозировалось ранее. В этом плане перспективы особенно ухудшатся в странах Восточной Европы. Однако сейчас, по мнению Gartner, у данного рынка есть хороший запас прочности, он стал гораздо более зрелым и развитым, так что, вероятно, нынешний спад в экономике перенесет значительно легче, чем тот, что был в 2001-2002 гг.

Наилучшее положение у тех софтверных вендоров, которые имеют хороший баланс поставок ПО по каналу, потока доходов от поддержки ПО, проданного по лицензии, и доходов от услуг поставок ПО с открытым кодом, по моделям SaaS (Software as a Service) и аутсорсинга. Крупные вендоры, имеющие разветвленную сеть во многих странах и на многих вертикальных рынках, способные предложить агрессивно низкие цены, будут в меньшей степени подвержены влиянию глобального спада в экономике.

Ряд сегментов корпоративного ПО, таких, как иерархические системы управления хранением и архивированием, системы Web-конференций, системы управления безопасностью имеют шанс продолжить рост. Из сегментов корпоративного ПО, в которых в этом году прогнозируется спад, Gartner называет следующие: операционные системы, офисные пакеты, ПО создания и хранения цифрового контента, ПО промежуточного слоя (middleware).

В сложившихся условиях актуальность темы предоставления ПО как услуги (SaaS), нисколько не снижается. Нынешняя экономическая ситуация лишь подогревает рост, поскольку корпорации вынуждены более экономно расходовать средства, в частности, платить за ПО только в том случае, если оно реально используется (что и осуществляется в модели SaaS). Многие предприятия в такой схеме использования приложений привлекает то, что ответственность за непрерывность операций, резервное копирование, проведение обновлений и поддержку инфраструктуры перекладывается с внутреннего ИТ-персонала компании на вендоров или провайдеров услуг. Да и затраты на человеческий ресурс также сокращаются.

Модель предоставления деловых приложений по запросу зародилась и стала развиваться около 10 лет назад, но особенно интенсивно – последние пять лет, когда постепенно были сняты такие волнующие корпоративных потребителей проблемы, как безопасность данных, время отклика на запрос и наличие необходимого сервиса. В последние годы модель SaaS стала применяться значительно шире, хотя по разным секторам рынка – в разной степени. Основной объем услуг приходится на корпоративные приложения.

На этом рынке самыми быстрыми темпами будет расти сегмент офисных пакетов, неплохие перспективы у сегмента средств создания цифрового контента (digital content creation, DCC). Самый объемный на рассматриваемом рынке в сегмент, составляющий почти треть его - это средства поддержки контента, коммуникаций и совместной работы (content, communication, collaboration, CCC). Вторым по популярности выступает сегмент ПО поддержки взаимоотношений с клиентами (customer relationship management, CRM).

Еще два сегмента приложений для корпоративного рынка со значимыми объемами продаж – ПО планирования и управления ресурсами предприятия и ПО управления цепочкой поставок (supply chain management, SCM).

Однако, существует ряд факторов, сдерживающих развитие рынка SaaS. Например, у компаний-потребителей всегда есть опасение по поводу стабильности присутствия конкретного софтверного вендора на рынке, их также беспокоят вопросы уровня масштабируемости предлагаемого ПО. Относительная неразвитость методов организации SaaS и недостаточное инвестирование в эту область также тормозят дальнейшее развитие.

Аналитики Gartner рекомендуют предприятиям тщательно проанализировать, в каких сферах бизнеса выгоднее вместо традиционной закупки лицензий на ПО перейти на SaaS-модель покупки и какой провайдер предлагает оптимальные тарифы предоставления подобных услуг.

Подробнее о перспективах развития рынка корпоративного ПО см. «Бестселлеры IT-рынка, № 2, 2009».