Структура продаж на рынке планшетных ПК

Сергей Петрушин

Объем продаж на российском рынке планшетов, по данным аналитической компании ITResearch, составил 4915 тыс. устройств, что соответствует падению на 24% в сравнении с уровнем 2015 г. В деньгах объем рынка немного превысил 50 млрд руб.

Год начинался относительно неплохо – рынок даже вырос в первом квартале на 18% в штуках в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. А в денежном выражении рост оказался и вовсе 28% за счет резкого увеличения доли 10-дюймовых устройств по отношению к дешевым «семеркам».

Но затем общие продажи резко скатились в отрицательную область, и рынок снова погрузился в рецессию.

23.gif

Рис. 1. Структура продаж планшетов по размерам экрана (в тыс. шт.).

На рис. 1. видно, что падение особенно сильно коснулось младшего типоразмера – за год он ужался на 34%. Не сильно лучше чувствовал себя и средний сегмент (7,7– 9,4 дюйма), где падение составило 24%. А вот «десятки» оказались единственным растущим сектором, сумевшим подняться на 5% к уровню 2015 г.

Естественно, доля старшего типоразмера в такой ситуации сразу резко выросла – до 33%, вернувшись к уровню примерно 2013 г. (рис. 2). А забравшие было рынок полностью под себя «семерки» так же резко откатились – до 52%.

Рис. 2. Доли диагональных подсегментов на рынке планшетов. 2011-2016 гг.

Ситуация более-менее понятна. Ранее на рынке произошло насыщение массового спроса. Цены ужались до минимума, но с 2015 г. низкой стоимостью продажи на прежнем уровне стимулировать стало уже не возможно.

А вот крупноразмерные планшеты постепенно все-таки пошли в качестве дополнительного рабочего инструмента. Они используются для просмотра документов, полноценного интернет-серфинга, презентаций. ПК они, конечно, не заменяют, но дополняют. И потребитель это осознал.

В этом формате давно существовали относительно бюджетные устройства под Android. Но сегодня активно распространились системы для рабочих сценариев и под Windows. В частности, они широко представлены у крупнейших локальных производителей, типа Prestigio и Irbis. Превалирующую часть продаж по-прежнему составляют обычные таблетки, но подросли и компьютеры под Windows в конструктиве клавиатурных детачей «два-в-одном».

Когда планшет под Windows 10 стоит в пределах 10 тыс. руб., или 15 тыс. руб. в формате 2-в-1, спрос может быть уже массовым. Это и подстегивает продажи планшетов старшего типоразмера.

А вот с младшими планшетами дела обстоят на первый взгляд все хуже и хуже. На самом деле не будем спешить. То, что объемы уже не те, понятно. Они и не могли долгое время оставаться на уровне 2014 г. Но пойдет ли деградация дальше теми же темпами, вот в чем вопрос?

Рис. 3. Доли диагональных подсегментов на рынке планшетов по кварталам 2016 г.

Посмотрим, как обстояло дело в 2016 г. на поквартальном уровне (рис. 3.) Оказывается, что доля «семерок» со второго полугодия начинает постепенно восстанавливаться, возвратившись в завершающем квартале года на уровень 60% продаж планшетов в штуках. Столько младший типоразмер занимал по итогам 2015 г. При этом снижения старших типоразмеров не было, т. е. налицо именно частичное восстановление продаж устройств с диагональю 7 дюймов.

Дело в том, что сегодня на рынке «семерок» уже начинают быть заметны вторичные закупки – на замену выбывающих естественным путем аппаратов. Это понятно. Массовые планшеты начали активно распространяться в 2013–2014 гг. Средний срок жизни такого гаджета сам по себе невелик. Плюс стоит учесть, что на ажиотажном спросе было распродано много продуктов весьма сомнительного качества, как по части функциональности, так и в плане надежности. Потребители, которым малоразмерный планшет как решение пришелся по душе, не желают от него отказываться и начинают обновляться.

Дополнительную поддержку планшетам оказывает программы продвижения под эгидой операторов мобильной связи. Последним выгодна эта категория устройств как платформа для распространения услуг мобильного Интернета с высоким трафиком – главным образом за счет скачивания видео и сетевых игр.

Все это пока не может вернуть подсегмент к росту, но в перспективе не даст ужаться совсем уж критически.

Вендоры

Пятерку лидеров на рынке планшетов в России по итогам 2016 г. составили компании[1] Digma, Irbis, Lenovo, Samsung и Prestigio. Apple только на седьмом месте.

Суммарная доля лидирующей пятерки достигла 59% рынка в натуральном выражении. Годом ранее она составляла 53%, а в 2014 г. пребывала на уровне 48%. В отчетах ITResearch в 2016 г. явно упомянуто (критерий – наличие хоть сколько-нибудь значимых отгрузок) 30 брендов. В 2015 г. это число составляло 42, а еще ранее – больше 50. То есть на лицо резкое возрастание концентрации рынка. Самые мелкие поставщики неизбежно уходят, и не только они.



[1] Перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.