Структура продаж на рынке печатающих устройств

Владимир Миронос

После значительного падения рынка печатающих устройств в 2015 г., вызванного, как и в большинстве других сегментов ИТ, ухудшением общеэкономической ситуации в стране, в текущем году наметилась некоторая стабилизация спроса. Необходимость поддерживать инфраструктуру печати в рабочем состоянии, замещая новыми выходящие из строя устройства, и тенденция к укреплению рубля в первой половине 2016 г. привели к оживлению закупочной активности потребителей.

Основным положительным итогом первого полугодия можно считать увеличение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – на 4.5% в штучном и на 3.9% в денежном выражении. Всего за этот период было продано 978 тыс. принтеров и настольных МФУ, а объем рынка в деньгах составил 164,3 млн долл. В то же время для заполнения образовавшихся в организациях инфраструктурных брешей из-за отмены или задержки реализуемых проектов таких темпов явно недостаточно. Учитывая накопившийся отложенный спрос и постепенную адаптацию участников рынка к изменившимся внешним условиям, можно было бы ожидать большей скорости «отрыва от дна».

Квартальная динамика продаж печатающих устройств оказалась схожей с прошлогодней (рис. 1), в том числе и с точки зрения нарушения сезонного фактора – второй квартал оказался лучше первого, хотя и совсем ненамного. А по отношению ко второму кварталу 2015 г. темпы увеличения продаж оказались меньше, чем в начале года, и в целом по полугодию ситуацию со спросом можно было бы охарактеризовать как неуверенный рост.

Рис. 1. Объемы продаж принтеров и МФУ по кварталам.

Весь прирост рынка пришелся на многофункциональные устройства, продажи которых увеличились по сравнению с прошлым годом и в первом, и во втором кварталах в обоих технологических сегментах. В первом квартале темпы роста составили почти 10%. По итогам полугодия на МФУ пришлось около двух третей рынка и в количественном, и в денежном выражении.

В принтерном сегменте динамика продаж была менее устойчивой – после небольшого увеличения продаж в первом квартале спад во втором, и в результате в целом по полугодию небольшое падение в штуках и небольшой рост в деньгах. В обоих технологических сегментах (и в лазерном, и в струйном) принтеры продолжали уступать рынок могофункциональным устройствам. В первом из них доля МФУ приближается к 60%, а во втором – к 80%, что является самыми высокими показателями для первой половины года.

Лазерный сегмент

В первом полугодии было продано 728 тыс. лазерных принтеров и настольных МФУ, что на 4.6% больше, чем за первую половину 2015 г. При этом весь прирост обеспечили многофункциональные устройства, в то время как продажи лазерных принтеров остались на уровне прошлого года. Последнее связано с ослаблением спроса на принтеры нижних категорий производительности, прежде всего со стороны массового пользователя, на что указывает существенное снижение их продаж в рознице. В меньшей степени это относится к персональным МФУ, продажи которых в первом полугодии выросли, однако этого оказалось недостаточно, чтобы заместить «недостачу» принтеров начального уровня. В монохромном сегменте устройства производительностью до 20 стр./мин оказались единственной категорией с отрицательной динамикой (рис. 2).

Рис. 2. Динамика продаж лазерных принтеров и МФУ (H’16/H1’15, шт., %).

В то же время в текущем году активнее, чем раньше, происходило смещение спроса на принтеры и МФУ для рабочих групп (которое не прекращалось даже в период резкого спада рынка). Так, в сегменте лазерных принтеров сокращение продаж в нижних скоростных категориях было полностью скомпенсировано ростом поставок высокопроизводительных моделей, а продажи настольных МФУ для рабочих групп обеспечили общий рост лазерного рынка.

На фоне положительной динамики монохромных устройств особенно заметно падение спроса в цветном сегменте. По сравнению с прошлым годом продажи цветных лазерных принтеров уменьшились почти на 8%, а для цветных МФУ спад выражался двухзначным показателем (причем во втором квартале продажи упали почти на четверть). Сокращение рыночной доли цветных устройств отмечалось и в прошлом году, а в первом полугодии 2016 г. этот показатель еще больше снизился и фактически оказался на уровне 2012 г. Так же, как и в монохромном сегменте, основное падение спроса затронуло самую массовую категорию цветных принтеров и МФУ формата А4 начального уровня производительности, где сосредоточены персональные модели для домашнего и малого офиса. В этой категории потребителей, особенно чувствительных к ценовому фактору, востребованность цветных лазерных устройств продолжала снижаться, в том числе и за счет замещения их на новые струйные модели для бизнеса, обеспечивающие меньшую стоимость цветной печати. В категории более скоростных цветных устройств для рабочих групп (свыше 20 стр./мин в цвете) тенденция к росту продаж, особенно МФУ, сохранилась, однако из-за относительно небольшой доли в структуре цветного сегмента они не смогли заметно повлиять на его общую динамику.

По сравнению с прошлым годом в лазерном сегменте рынка существенно ослабла ценовая эрозия. В первом полугодии средняя цена настольного МФУ (в долларах) снизилась всего на 1,6%, а цена лазерного принтера даже возросла. Такая динамика связана не столько со смещением структуры продаж в пользу более производительных и, соответственно, дорогих моделей, сколько с изменением ценовой политики вендоров в условиях нестабильного валютного курса. Если в первом полугодии 2015 г. большинство вендоров старались не допустить резкого повышения рублевых цен при укрепления доллара, что приводило к снижению долларовых цен, то в текущем году на многие модели рублевые цены были отпущены, в том числе из-за исчерпания запаса по марже у вендоров и их канальных партнеров. В результате денежный объем лазерного сегмента увеличился больше, чем натуральный.

В первом полугодии тройку лидеров лазерного сегмента составили компании HP, Kyocera и Samsung[1]. У всех трех вендоров продажи по сравнению с прошлым годом увеличились, определив тем самым и общий рост рынка.

Струйный сегмент

В струйном сегменте и в первом, и во втором кварталах 2016 г. наблюдалась положительная динамика. Всего за полугодие было продано около 248 тыс. принтеров и МФУ, что на 4,6% больше, чем в тот же период годом раньше, однако весь прирост пришелся на многофункциональные устройства, в то время как количество проданных принтеров немного сократилось.

В структуре продаж струйных устройств по ценовым категориям существенных изменений по сравнению с первым полугодием 2015 г. не произошло. По-прежнему свыше двух третей рынка приходится на продукты стоимостью менее 100 долл. (рис. 3). Также сохранили свою долю и самые дорогие струйники с ценой свыше 300 долл.

Рис. 3. Структура продаж струйных устройств по ценовым диапазонам (H1’16, шт.).

Небольшое перераспределение рынка наблюдалось только между промежуточными ценовыми категориями – из-за ценовой эрозии произошло некоторое увеличение доли устройств с ценой 101–200 долл. за счет более старшей категории. В целом можно отметить меньшую зависимость стоимости струйных устройств от нестабильности курса рубля по отношению к доллару, чем в лазерном сегменте. В отличие от последнего на рынке струйников ценовая эрозия (в долларах) продолжалась во всех категориях устройств, причем в среднем за год она составила чуть больше 10% и для принтеров, и для МФУ. Примерно на столько же сократился и денежный объем струйного рынка, составивший в первом полугодии 26,8 млн долл.

В то же время по сравнению с прошлым годом заметно изменилось распределение продаж струйных устройств, ориентированных на различные приложения и категории потребителей. Так, при общем росте рынка в первом полугодии почти на 20% сократился спрос на недорогие принтеры и МФУ начального уровня, обладающие минимальной функциональностью и приобретаемых в основном нетребовательными домашними пользователями (рис. 4). Цена большинства таких моделей не превышает 50 долл. Уменьшились и продажи многоцветных фотопринтеров и фотоцентров, также ориентированных на домашние приложения, в основном на любителей цифровой фотографии. Правда, спад почти не затронул относительно небольшую группу многоцветных моделей формата А3 для профессиональных фотоприложений, продажи которых остались практически на уровне прошлого года.

Рис. 4. Динамика продаж струйных устройств для различных приложений (H1'16/H1'15).

Тенденция к возвращению струйников в офис проявляется в повышении востребованности моделей, позиционируемых вендорами для домашнего и малого офиса. От устройств начального уровня они отличаются более высокой производительностью и качеством печати, прежде всего текстовых документов.



[1] Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.