Структура продаж на российском рынке ноутбуков

Дмитрий Шульгин

Если посмотреть на структуру российского рынка компьютеров, то подсегмент ноутбуков – единственный, чья динамика осталась в отрицательной зоне. По данным аналитической компании ITResearch, за первое полугодие 2016 г. его объем снизился до 1054 тыс. устройств, что на 2,5% меньше показателей первой половины прошлого года. Что касается других направлений – десктопов и планшетов – они в годовом исчислении чуть подросли. Хотя по рис. 1 все же видно, что кривые динамики на рынке цифровых вычислительных устройств чрезвычайно близки по всем трем составляющим. Различия тут вполне косметические. Процессы как спада 2012–2015 гг., так и его возвращения к докризисному уровню довольно схожи. Что стоит за этим совпадением и где проявляются особенности рынка ноутбуков?

2.gif

Рис. 1. Годовая динамика различных сегментов рынка компьютеров по полугодиям в 2014–2016 гг.

Насыщение и стабилизация

Представленная на рис. 1 картина в целом понятна. Резкое падение рынка в 2014-2015 гг. обусловлено общим насыщением рынков, наложенным на негативный макроэкономический фон. Но в итоге спад доходит до такого уровня, когда закупки под необходимое обновление инсталлированного парка приводит к автоматическому поддержанию уровня продаж в относительно стабильном состоянии. Рынок пришел в ту точку, когда дальнейшее сокращение текущих продаж уже начинает приводить к общему сокращению парка компьютерной техники. Продажи не компенсируют постепенное выбывание устройств, по мере физического и морального устаревания.

Тут и находится дно рынка, ниже которого падать уже просто невозможно, так как общий уровень цифровизации домохозяйств и общества, конечно, стремится к увеличению компьютерного парка в нормальной ситуации. Или уж по крайней мере к сохранению в кризисных условиях.

Однако откладывать покупку далее, ожидая отскока, более смысла не имеет. Экономика продолжает чувствовать себя тяжело, и очевидно, что сегодня кризис осознан как долговременное явление. В какой-то момент технику приходится приобрести или заменить, просто потому, что потребителю нужно решать свои задачи уж в тех условиях, какие есть.

При этом пока нет достаточных оснований говорить о том, что рынок «оттолкнулся» от достигнутого естественным образом дна, ведь уже с конца второго квартала конкретно сегмент ноутбуков, скажем, продолжил «копать» в районе -15% годовых. Хотя чувствуется, что это все же локальное сезонное явление, и возврат динамики объемов сбыта к нулевой отметке все-таки будет. Но вот поводов для четкого роста пока не заметно, поскольку этому может посодействовать лишь экономический подъем, преобразованный в рост платежеспособности населения.

Рис. 2. Продажи компьютеров различных классов в натуральном выражении по первым полугодиям 2010–2016 гг. в тыс. шт.

Ведь ноутбуки, в отличие от десктопов, в основе своей – товар частных покупок. Потребительский сегмент стагнирует, поэтому и неоткуда взяться росту по мобильным ПК. В то же время десктопы все-таки поддерживаются всегда ненулевым корпоративным спросом, особенно по линии госсектора. В результате кривые сбыта ноутов и настольных ПК предельно сблизились (см. рис. 2). И на сегодня ноутбуки занимают 55% в общем сбыте ПК x86 (без учета планшетов), хотя еще в 2013 г. на них приходилось 65%.

Ключевые сегменты

На рынке ноутбуков можно достаточно четко выделить три группы устройств, различающихся по техническим характеристикам и потребительским сегментам. И соотношение между ними достаточно зримо меняется (см. рис. 3).

Рис. 3. Соотношение различных категорий ноутбуков по полугодиям в 2015–2016 гг.

Мы уже не раз отмечали, что в последние годы продажи ноутбуков сосредоточены в двух сегментах. Во-первых, это недорогие «пятнашки» – устройства на усеченных процессорных платформах, класса Intel Celeron/Pentium серии N (Braswell) и т. п. Такие устройства мы условно именуем «бюджетные», в противовес системам на базе полноценных чипов Intel Core или AMD A8/A10 старших серий - «стандартные» в нашей терминологии.

Из рис. 3. видно, что постепенный рост доли бюджетных устройств продолжается: к настоящему моменту они уже занимают 58% всего сбыта. Это не добавляет рынку маржинальности, что, естественно, не радует поставщиков. Однако, как только вендоры перестают заливать в канал дешевый товар, показатели в натуральном выражении сразу начинают деградировать. И наоборот, как только начинают (сегодня больше в борьбе за долю рынка, чем надеясь раскачать спрос), сегмент возвращается в положительную зону. Так, например, произошло весной этого года, когда позитивная динамика первого квартала была сбита весенне-летними потерями. Ключевые вендоры снизили активность по бюджетным номинациям, попытавшись продвинуть модели более дорогих конфигураций. В результате общие рыночные показатели быстренько скатились к уже упоминавшимся -15% годовых в натуральном выражении.

Едва различимую долю на рис. 3 составляет сегмент ультрамобильных систем. Однако на нем стоит остановиться подробнее.

Это направление устройств на ультрамобильных чипах – процессорах Intel Atom Z или версиях Core для планшетных ПК – подсегмент так называемых компактов, на который возлагались надежды, и, кстати, на Западе они оправдывались в последнее время. На рынке появились относительно доступные варианты решений на подобной базе. Некая реинкарнация решений наподобие нетбуков, – хромбуки и иже с ними. Причем речь идет именно о массовой категории устройств, а не об отдельных элитарных моделях. Но на российском рынке пока подобных движений заметно не было. За рубежом также наблюдался всплеск хромбуков, но и эта волна совершенно до России не дошла.

Просто сегодня, в отличие от времен распространения нетбуков, когда мы говорим о компактных и относительно маломощных устройствах, надо учитывать, что тут имеется пересечение с планшетной проблематикой.

Давление планшетов на сектор ноутбуков в целом, как категории, всегда понималось как косвенный момент. Ноутбук у большинства активных пользователей уже имелся, а вот планшеты прирастали с нуля как новая формация. Но с насыщением уже и рынка планшетов все разговоры о взаимной конкуренции ноутов и таблетов и вовсе затихли.

Однако в сфере компактов, использование которых подразумевается не только в развлекательных, но и в рабочих сценариях, вопрос конкуренции с планшетами остается актуальным и по сей день. Речь идет, в частности, о конкуренции ноутбуков-трансформеров и «детачей» - планшетов с отсоединяемой клавиатурой. Вообще тут все зависит от терминологии. В терминологии ITResearch принято считать «детачи» в составе рынка планшетов, хотя значительная их часть сегодня строится на платформе Intel Core под Windows.

Можно сказать, что «детачи» в принципе продолжают постепенно набирать популярность, и в этой сфере даже наметился некоторый тренд к демократизации цен.

Трансформеры (ноутбуки с поворотным сенсорным экраном) как форм-фактор также заняли некоторую нишу среди ноутов. Впрочем, здесь появилось много и полноразмерных моделей, но большинство таких устройств строится не на ультрамобильной платформе. Плюс имеется определенная часть корпоративных или имиджевых моделей в компактном конструктиве, но строятся они на решениях уровня Core 6Y M5/M7, т. е. наиболее дорогостоящих позициях ультрамобильного ассортимента. Это узкая прослойка, элитные модели.

Мы же говорим преимущественно именно о компактных и одновременно бюджетных решениях. И вот здесь в сфере ноутбуков (неразъемных устройств) пока значимых подвижек не происходило. В то время как «детач»-решения на платформе Windows и просто крупногабаритные планшеты все-таки как-то себя проявляют и подвигают планшетную технологию в профессиональную область, хоть и не сказать, что штурмовыми темпами.

С другой стороны, есть одна тема, которая в первом полугодии еще себя не проявляла, а вот с начала второго уже начала прослеживаться. Это предложение дешевых ноутбуков и нетбуков от локальных брендов, ранее в сегменте ноутбуков, в отличие от планшетной сферы, не замеченных. Это, скажем, Irbis и Prestigio. Предложение ноутбуков со стороны поставщиков массовых дешевых таблеток – нечто новое для сегмента мобильных ПК. И кто знает, может быть, этот тренд сдвинет дело с мертвой точки как раз в той самой сфере, о которой мы говорим – в дешевых устройствах на ультрамобильной компонентной базе. Но рассуждать об этом нам предстоит только в будущем.

Конкурентная среда

Первая пятерка вендоров на этом рынке оставалась неизменной на протяжении долгого времени. В нее входят*[1] Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo, – лидер по итогам последнего полугодия. В целом первая пятерка продала в первом полугодии 2016 г. более 91% всех ноутбуков. В аналогичный период прошлого года было почти столько же (92%). Но и объем рынка в этот период тоже был стабилен. В 2013-2014 гг., когда наблюдалось сильное падение в сегменте, на долю лидирующей пятерки приходилось соответственно 79 и 87%.



* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.