Структура товарной номенклатуры плафонов и планшетов до 7«

Дмитрий Шульгин

На рынке планшетов начался период затухания. Так, по итогам 2015 г. прежде растущий рынок показал строго отрицательную динамику. Но это весь рынок планшетов, а он довольно неоднороден.

Объемы продаж старших типоразмеров планшетов снижались и ранее[1]. А вот деградация в младшем подсегменте — планшетов с диагональю экрана 7 дюймов — началась именно в прошедшем году. За 2015 г. этот подсегмент снизился на 23% в штуках, хотя еще в 2014 г. его динамика была весьма позитивной[2] — тогда прирост составил 31%.

В основе подобного обрушения явно лежит насыщение, просто бюджетными «семерками» закупились уже почти все, кому они были нужны. Но есть и еще один фактор, который дополнительно начал давить на младший подсегмент планшетов. Что, собственно, и привело к тому, что объемы продаж здесь не просто поползли вниз, а резко упали.

Причина в появлении товарозаменителя в лице крупноразмерных смартфонов. Иногда их именуют «плафонами». В принципе эти устройства не покупают вместо планшетов — ведь это телефон, его приобретают как основное средство коммуникации. (Есть, конечно, 7-дюйм планшеты и с функцией голосовой связи — на них приходится почти половина ассортимента, но функция связи в них — это скорее лишь опция.)

Плафоны — это гибридные устройства 2-в-1, телефон плюс компьютер. И значительную часть функциональности небольшого планшета эти устройства реализуют вполне исправно — интернет-серфинг, просмотр видео, игры, чтение, работа с приложениями частного профиля. При этом плафоны более компактны и удобны при работе в транспорте и на улице.

С большими планшетами возникают дополнительные варианты использования, они, конечно, удобнее в целом ряде случаев. Но зачем нужны два устройства примерно одного форм-фактора для одних и тех же задач?

Конкуренция плафонов и младших планшетов, конечно, не прямая. Так получается всегда, когда речь идет о пересечении гибридов и узконаправленных устройств. Либо у пользователя уже есть смартфон меньшего размера, и как телефон, средство для чата, навигации, работы в социальных сетях он его устраивает. При этом нужно устройство с бОльшим экраном для работы с видео и документами. Тогда он берет дополнительно дешевый планшет.

Либо, наоборот, пользователь решает, что лучше иметь устройство «все-в-одном», это явно удобнее: все приложения, весь контент, архивы сообщений, контактные базы и пр. — всегда с собой и на одном устройстве. И ничего страшного, что экран меньше.

При этом вышеуказанное удобство универсального аппарата на все случаи жизни обладает в глазах потребителя явной ценностью. И он готов платить за нее дополнительные деньги. Вопрос, сколько именно.

Согласно этой схеме, плафон теоретически вполне справедливо может быть дороже небольшого планшета. Но в прежние времена ценовой разбег между дешевыми «семерками» и плафонами был столь существенным, что говорить о прямом пересечении подсегментов не приходилось. Ведь плафоны были представлены почти исключительно в качестве флагманских моделей смартфонов, имели соответствующую маркетинговую отстройку. Это была элита модельных рядов смартфонных вендоров, квинтэссенция технологий и дизайна. В отличие от 7-дюймовых планшетов, которые у ряда компаний продавались уже просто «на вес».

Но развитие плафонной темы шло дальше, пользователь явно прочувствовал устройства с матрицей от 5 дюймов и выше, и в этом сегменте началась ценовая эрозия. Появились бюджетные плафоны. Вот тут-то и началось их агрессивное давление на младший из планшетных сегментов.

Модельное предложение

Мы проанализировали актуальные предложения смартфонов с матрицей строго более 5 дюймов, представленные в базе данных Yandex.Market на начало апреля 2016 г. Честно говоря, отсечка на уровне 5 дюймов здесь весьма условна. Зачастую смартфоны 4,5–5 дюймов обладают тем же позиционированием, что и их чуть более крупные собратья. Но в целом таких моделей очень много, среди них, конечно, массово встречаются и совершенно неконкурентные планшетам вещи. Поэтому мы взяли устройства именно более 5 дюймов. В рассмотрение брались лишь аппараты, имевшие больше одного предложения в базе.

В результате в выборку попала продукция 50 производителей плафонов. В общей сложности 243 модели аппаратов. Правда, некоторые из них различаются между собой лишь объемом встроенной памяти.

Из этой же базы мы взяли предложения планшетов с матрицей до 7,0 дюймов включительно. (Из выборки были удалены спецпозиции, например, промышленные планшеты от Getac и Panasonic.) В итоге осталось 195 устройств от 40 вендоров.

Таблица. Наличие моделей в различных ценовых диапазонах у основных производителей плафонов



[1] См., например, статью «Окончательное насыщение. Структура продаж на рынке планшетов», «Бестселлеры IT-рынка», 2016, № 1, с. 15.

[2] См. статью «Могло быть и хуже», «Бестселлеры IT-рынка», 2015, № 2, с 7.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.