Ситуация на российском рынке ИБП в 1 полугодии 2015

В текущем обзоре мы подведем основные итоги российского рынка ИБП в первом полугодии 2015 в сравнении с предыдущими аналогичными периодами, проанализируем ключевые структурные сдвиги в отрасли, а также изменения в конкурентной среде. Все цифры базируются на регулярных ежеквартальных исследованиях ITResearch, которые компания проводит на рынке ИБП с 2000 г.

Общие итоги

Первое полугодие 2015 г. на российском рынке ИБП прошло ожидаемо плохо. Всего было продано только 393 тыс. устройств (см. рис. 1). По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. рынок потерял 40%, что лишь немногим лучше ситуации в 2009 г., когда падение по итогам полугодия составляло 50%. После того кризисного обвала рынок несколько отскочил, но после 2012 г. опять пошел вниз, резко ускорившись в этом процессе в текущем году.

В целом же, по сравнению с «вершиной», наблюдавшейся в 2008 г., российский рынок ИБП потерял более 68% в натуральном выражении. И даже по сравнению с «дном» 2009 г. потери рынка составили 34%, что является сильным негативом для всех участников массового рынка.

Рис. 1. Динамика продаж ИБП в натуральном выражении.

Но внутри первого полугодия 2015 г. ситуация с продажами была довольно неравномерной. В первом квартале было продано всего 160 тыс. аппаратов, и в годовом исчислении рынок снизился ровно на 50%. Во втором же квартале ситуация на рынке несколько улучшилась по сравнению с началом года, было продано уже около 232,4 тыс. аппаратов. Относительно первого квартала рынок вырос примерно на 45% в штуках, при том, что в рамках традиционного сезонного фактора их различие чаще всего находится в пределах 10-15%. Это показывает начало адаптации рынка ИБП к текущим непростым условиям.

В годовом исчислении, однако, и во втором квартале еще оставалась крайне негативная динамика: минус 30,6% в штуках и минус 26,8% в деньгах. Но всё же это намного лучше, чем снижение на 50% в первом квартале. Можно надеяться, что в последующих кварталах темпы падения продолжат понемногу сокращаться. Но, как было сказано выше, все прогнозы не указывают на полноценное восстановление рынка.

В денежном выражении в целом наблюдалась сходная картина (см. рис. 2). Было продано ИБП на сумму 107,5 млн долл., что практически идентично уровням «дна» 2009 г. В годовом исчислении снижение составило 36%, что все же меньше, чем уровни падения натуральных показателей. Да и по сравнению с вершиной (а она по денежным показателям была в 2012 г.) продажи снизились «всего лишь» на 52%.

Кстати, если оценивать рынок ИБП в рублях, то он за год если и снизился, то достаточно номинально. Однако это служит малым утешением для производителей (в первую очередь), поскольку их продукция все равно номинирована в валюте. При этом корпоративным и бюджетным (особенно!) заказчикам явно не скоро приподнимут бюджеты соразмерно уровню снижения рубля.

Рис. 2. Динамика продаж ИБП в денежном выражении.

Для большей наглядности стоит сопоставить динамику рынка в натуральном и денежном выражениях (см. рис. 3). После обвала 2009 г., когда темпы снижения рынка превышали 50%, был довольно скромный отскок, и затем еще два относительно неплохих года, когда рынки подрастали. Но уже три года подряд рынок «в минусах», причем темпы падения только увеличиваются.

Обращает на себя внимание также тот факт, что, начиная с 2009 г., практически в каждом квартале денежные показатели чувствовали себя лучше, чем натуральные. Это связано с ростом средневзвешенной стоимости ИБП, обусловленной сдвигом рынка в сегмент инфраструктурных решений (активнее продавались мощные, а значит, более дорогие аппараты).

Рис. 3 . Динамика темпов роста/падения рынка по сравнению с предыдущим годом.

С 2007 г. по 2015 г. средневзвешенная стоимость одного ИБП выросла примерно на 56% (см. рис. 4), превысив отметку в 270 долл. (причем в первом квартале текущего года она даже превышала уровень 290 долл.). Примечательно, что за предыдущие годы это движение было намного более скромным: с 2000-го по 2007 гг. данный показатель вырос всего лишь со 160 до 175 долл., т. е. примерно на 9%. И только развитие инфраструктурного сегмента (в основе которого были Интернет и консолидация вычислительных мощностей) привело к резкому росту.

С 2008 г. данный процесс был практически линейным, и только в начале 2014 г. наблюдался некий спад — средневзвешенная стоимость одного устройства снизилась на 5 долл., до уровня 255 долл. Но мы еще тогда замечали, что о смене тренда пока говорить рано. И действительно, в текущем году общий рост данного показателя продолжился. Вместе с тем стоит отметить, что во втором квартале 2015 г. по сравнению с первым средневзвешенная стоимость ИБП заметно уменьшилась (хотя в годовом исчислении она все же выросла почти на 6%). Это связано с тем, что некоторое восстановление рынка происходило в первую очередь в массовой составляющей, в то время как проектные поставки были откровенно слабыми.

Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП.

Структурные изменения

Технологическая структура рынка ИБП предельно специфична. Дело в том, что под общим названием и в целом сходным функционалом объединены аппараты, реализованные по разным топологиям, а также различающиеся по весу и мощности на несколько порядков. ITResearch выделяет 7 основных подсегментов рынка ИБП.

Массовые ИБП — это резервные (или off-line) аппараты, а также интерактивные устройства, позволяющие при работе от батарей выдавать ток с формой аппроксимированной и чистой синусоиды (Line-interactive, AS и Line-interactive, Sin). Их мощность находится в диапазоне от 0,3 до 5,1 кВА, вес может в некоторых случаях достигать десятков килограмм (без батарейных кабинетов). Суммарно на них приходится более 95% рынка ИБП в натуральном выражении.

Остаток приходится на on-line-ИБП различной мощности, которые сначала выпрямляют ток, а затем формируют новой синусоиды. Это несколько более затратно, зато надежнее, поэтому такие устройства находят свое применение в первую очередь для критичной нагрузки. Мощность начинается с 0,7 кВА и может достигать мегаватт. Вес также может исчисляться тоннами, особенно с батареями. Отдельно можно выделить «динамические» ИБП, которые для резервирования энергии используют вместо аккумуляторных батарей специальные роторы-гироскопы. Обычно это чрезвычайно мощные аппараты и устанавливают их крайне редко (преимущественно в самых больших ЦОДах), поэтому в общий подсчет рынка они не включены.

Внутри сегмента on-line выделяются несколько подсегментов по мощности (см. рис. 5).

Рис. 5. Технологическая структура рынка в натуральном выражении в Н1_2015.

Рис. 6. Технологическая структура рынка в период Н1_2015 г. в денежном выражении.

Если же проанализировать вклад вышеперечисленных сегментов в денежном выражении, то картина будет принципиально иной (см. рис. 6). Вклад каждого из классов оборудования становится сопоставимым, что показывает обоснованность такого подхода к сегментации.

Рынок ИБП довольно консервативен, и краткосрочные изменения его технологической структуры мало ощутимы. Однако на более длительном периоде тренды становятся вполне очевидными (см. рис. 7). Начиная с 2007 г. общее падение рынка в натуральном выражении составило 65%, но при этом самый массовый сегмент Line-interactive, AS упал на 75%, в то время как более дешевые резервные ИБП снизились лишь на 44%. Наименьшее сокращение показали сегменты Line-interactive, Sin и легкий онлайн. Тяжелое же оборудование также упало более чем на 40%. Таким образом, несмотря на сдвиг рынка в сторону онлайн, данный сектор также не остается в стороне от негативного тренда и тоже снижается, хотя и не столь интенсивно.

Вместе с тем наш прогноз по тяжелому сегменту остается более оптимистичным, чем в целом по рынку. Наблюдавшийся рост доли тяжелых ИБП шел зачастую вразрез с не очень хорошей ситуацией в традиционных инфраструктурных сегментах, теснее коррелирующих с состоянием экономики (недвижимость, промышленность, финансы). Именно благодаря дата-центрам рынок ИБП (точнее, его «тяжелая» составляющая) в целом чувствовал себя довольно хорошо. И хотя некоторые игроки начинают считать, что ЦОДы — это уже не модно, процессы консолидации вычислительных и сетевых мощностей будут только набирать обороты. После окончания острой фазы кризиса и начала нормального функционирования экономики (правда, неясно, когда это произойдет) можно ожидать резкого всплеска реализации множества отложенных проектов.

Примечательно, что схожие зависимости демонстрируют и денежные показатели (рис. 8). Вместе с тем амплитуда падения здесь ощутимо меньше, чем в натуральном выражении. С чем это может быть связано?

Рис. 7. Уровни снижения различных сегментов рынка ИБП в натуральном выражении, Н1_2015/Н1_2007.

Рис. 8. Уровни снижения различных сегментов рынка ИБП в денежном выражении, Н1_2015/Н1_2007.

Очевидно, с тем, что в среднем ИБП все же потихоньку дорожают (в долларовом эквиваленте). В легком сегменте это частично связано с высокой зависимостью себестоимости производства от цен на сырье, а в тяжелом сегменте — с производством все более высокотехнологичного и «интеллектуального» оборудования. Но все же динамика цен в отдельных подсегментах ниже, чем по рынку в целом (см. рис. 9), поскольку интегральный показатель завязан на структурные сдвиги и увеличение вклада «тяжелых» сегментов.

Примечательно, что динамика изменения цен в различных подсегментах довольно существенно различается. В частности, в самом младшем сегменте (резервные ИБП) средневзвешенная стоимость практически не изменилась. Это связано в первую очередь с тем, что раньше здесь серьезно работала практически одна компания APC. Но с наступлением сложных времен, с обострением ценового фактора сюда начали активнее входить игроки low-end-рынка, частично вытесняя ту же APC (а ее оборудование ощутимо дороже, чем у основных конкурентов на массовом рынке) в верхние сегменты.

Вследствие этого средневзвешенная цена off-line-устройств пошла вниз, и доля сегмента в деньгах выросла относительно скромно. Кстати, усиление работы APC в сегменте line-interactive AS привело к довольно заметному повышению средней цены, что хорошо видно на диаграмме. Также видны определенные разнонаправленные ценовые движения в онлайн-сегментах, но здесь есть как взаимосвязь с активностью различных вендоров с разной ценовой политикой, так и колебания средней мощности продаваемых ИБП, что также влияет на средневзвешенную стоимость.

Рис. 9. Изменение средневзвешенной стоимости ИБП в различных сегментах, Н1_2015/Н1_2007.

Рис. 10. Изменение средневзвешенной мощности ИБП в различных сегментах, Н1_2015/Н1_2007.

Наиболее очевидно это становится при сопоставлении ценовой динамики и динамики усредненной мощности (см. рис. 10). Средневзвешенная мощность ИБП в сегменте On-line, 10-120 кВА снизилась на 15%, что в конечном итоге и привело к уменьшению средневзвешенной стоимости примерно на 5% (несмотря на тренд к удорожанию самих устройств). Уменьшение средневзвешенной мощности в данном сегменте мы связываем с ростом мощности вычислительных комплексов. Как следствие, аппараты мощностью 60, 80 и 100 кВА становятся менее востребованными, а ИБП мощностью 120 и 160 кВА — более востребованными. Кстати, видимо это же приводит к уменьшению средневзвешенной мощности в самом «тяжелом» сегменте аппаратов с мощностью 120 кВа и выше.

Стоит также обратить внимание на уверенный рост средней мощности массовых ИБП, который за последние годы составляет 10-20%. Это означает, что мощность защищаемого оборудования планомерно растет, становятся востребованными и более мощные ИБП.

Рис. 11. Динамика структуры рынка ИБП по различным классам в денежном выражении.

Анализ технологических трендов стоит закончить картиной расщепления поставок ИБП на основные целевые рынки. В соответствие с методологией исследования рынка, используемой компанией ITResearch, сегментация выглядит следующим образом.

Источники Off-line и line-interactive AS в подавляющем числе случаев ориентированы на рынок массовых приложений, где они в основном применяются для защиты десктопов. Поэтому мы их объединяем в сегмент mass. ИБП line-interactive SIN и on-line легче 3 кВА также имеют схожее между собой применение — в основном они используются для защиты серверов и сетевого оборудования в случае, если не требуются инсталляционные работы, а один ИБП защищает индивидуальную нагрузку или небольшую группу устройств. Их мы соответственно объединяем в группу light corporate. Всё, что тяжелее, т. е. on-line мощностью свыше 3 кВА — это уже инсталлируемые устройства, которые так просто в розетку не подключишь. Их назначение — защита целой группы ИТ-оборудования или же применение в качестве составляющей инженерной инфраструктуры. Их мы относим к сегменту heavy.

Такое сегментирование позволяет более четко вычленить целевые рынки, где наблюдаются рост или падение.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.