Структура продаж на рынке печатающих устройств

Итоги первого полугодии 2015 г. показали значительное, хотя и ожидаемое, усиление спада на рынке печатающих устройств, который можно назвать даже обвальным. Всего за этот период было продано меньше миллиона (936 тыс.) принтеров и настольных МФУ — самый низкий показатель с 2002 г. По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. натуральный объем рынка сократился на 36,5%, а денежный — почти наполовину (до 158 млн долл.).

Однако относить это только на счет известных событий прошлого года и значительное ослабление и неустойчивость рубля (которые, среди прочего, ставят в трудное положение компании-импортеры) было бы неправильно. Эти факторы только усилили отрицательную динамику, а корни лежат глубже — в усугубляющихся проблемах экономики, начавшихся не вчера.

Трудности со спросом начались задолго до украинского кризиса, и при еще более-или менее стабильном курсе рубля. Как видно из рис. 1, лучшие показатели для первой половины года были достигнуты в 2012 г., когда было продано около 1.9 млн устройств. В дальнейшем вместо обычного плато, наступающего при насыщении рынка, продажи начали заметно снижаться, что отражало постепенное ослабление деловой активности и соответствующее падение платежеспособного спроса.

Рис. 1 Динамика продаж принтеров и настольных МФУ (H1’09—H1’15, тыс. шт.)

Основу большинства сегментов ИТ-рынка и практически полностью сегмента периферии составляет импортная продукция, и особых перспектив в импортозамещении на ближайшие годы не видно, даже на уровне «отверточной сборки». Поэтому остается надеяться на запас прочности бизнеса и чудеса изворотливости российских импортеров печатающих устройств, а также на понимание со стороны зарубежных производителей (большинство из которых, похоже, намерены отстоять свои интересы в нашей стране).

В первом полугодии в минусе оказались все основные сегменты рынка печатающих устройств, причем в наибольшей степени сократились продажи струйных устройств, для которых и без влияния внешних факторов этот период всегда был менее удачным, чем конец года (рис. 2). Можно лишь отметить меньшие, чем в других сегментах, темпы падения продаж лазерных принтеров, что отражает изменение в структуре спроса — некоторая часть потребителей предпочла приобрести лазерный принтер вместо МФУ. Этот тренд, обратный наблюдаемому в последние годы, можно объяснить возрастанием роли ценового фактора.

Рис. 2. Спад продаж в основных категориях печатающих устройств (H1’15/ H1’14, шт., %).

В структуре рынка по технологическим сегментам лазерные устройства продолжили наращивать свое преимущество. И в первом и во втором кварталах темпы снижения продаж были ниже среднерыночных, и их доля продолжала возрастать. Всего за первое полугодие было продано 696 тыс. лазерных принтеров и настольных МФУ и они заняли почти три четверти всех проданных печатающих устройств — самый высокий показатель за последние годы.

Более высокая востребованность лазерных устройства стала причиной нарушения сезонного фактора — в отличие от многолетнего сценария показатели второго квартала оказались лучше, чем первого. Помимо постепенной адаптации участников рынка и потребителей к резко изменившимся условиям начала года, свою роль сыграла и некоторая стабилизация валютного курса, позволившая вернуться хотя бы к краткосрочному планированию закупок. В одном из ежемесячных бюллетеней ITResearch был приведен анализ изменения цен на рынке печатающих устройств. На диаграмме (см. рис. 3) приведена динамика валютного курса и средневзвешенных розничных цен принтеров и настольных МФУ формата А4 в период наибольших колебаний курса в конце 2014 г. и начале текущего года. Интегральный показатель «средней розничной цены принтера и МФУ» может служить индикатором ценовой конъюнктуры в целом на рынке, поэтому для наглядности графики представлены в относительном виде, где за единицу приняты значения показателей на середину сентября 2014 г.

Рис. 3. Относительная динамика средневзвешенных цен печатающих устройств (сентябрь ’14 — май ’15, за единицу принят уровень цен в сентябре 2014 г.).

Как видно из диаграммы, в октябре-ноябре рост курса доллара ускорился, достигнув к концу января максимума (почти 68 руб./долл., что на 70% больше, чем в сентябре).

С некоторым запозданием цены на оборудование в рублях тоже стали быстро расти, но остановились на вдвое меньшем уровне (35%), чем курс рубля к доллару.

В марте — мае, вслед за коррекцией валютного курса, но так же с отставанием по времени, произошло некоторое снижение рублевых цен. Минимального значения долларовые цены достигли в феврале, но за март-апрель отыграли вверх. В результате и рублевые и долларовые цены в апреле-мае, вслед за валютным курсом, застабилизировались. В среднем относительно начала периода нестабильности цены в рублях на большинство моделей выросли на 25-30%, в то время как их же цена в долларах снизилась на 5-7% (что, кстати, близко к «стандартной» интенсивности ценовой эрозии на рынке печатающих устройств).

Естественно, что в разных категориях принтеров и настольных МФУ динамика стоимости моделей и соотношение рублевых и долларовых цен отличались друг от друга, но в целом приведенная диаграмма отражает общую картину с динамикой цен в период высокой нестабильности валютного курса.

Общее падение объема продаж лазерных устройств в первом полугодии не изменило основные тренды последних лет в их распределении по категориям. В монохромном сегменте продолжилось смещение спроса в пользу наиболее производительных устройств (свыше 30 стр./мин), сильнее выраженное на рынке настольных МФУ, а цветной сегмент, продажи в котором сокращались синхронно с рынком, сохранил свою долю, которая уже несколько лет колеблется около 6% (рис. 4). Меньше всего спад затронул монохромные принтеры и МФУ в скоростном диапазоне 40+ стр./мин, продажи которых по сравнению с прошлым годом сократились всего на 13%.

Рис. 4. Динамика структуры продаж лазерных устройств по категориям (H1’12-H1’15, шт., %).

На рынке цветных лазерных устройств предпочтения потребителей продолжали смещаться в пользу настольных МФУ. В первом полугодии продажи последних сократились значительно меньше, чем принтеров, и в количественном отношении цветные МФУ заняли большую часть рынка. Как и в монохромном сегменте, в структуре продаж цветных устройств спрос продолжал смещаться в пользу высокопроизводительных моделей, правда, более умеренными темпами. Одновременно с этим вновь большую часть рынка заняли недорогие устройства начального уровня, построенные по четырехпроходной технологии, причем на этот раз основной вклад в увеличение их рыночной доли сыграли не принтеры, а МФУ. Обе эти категории укрепили свои позиции за счет однопроходных моделей производительностью до 20 стр./мин.

В целом на лазерном рынке на долю компаний* Brother, Canon, HP, Kyocera и Samsung в первом полугодии, как и год назад, пришлось около 87% всех проданных устройств, однако в рыночных позициях ведущей пятерки произошло заметное изменение.

Первое полугодие никогда не было особенно удачным для рынка струйных устройств — основная активность потребителей и вендоров, выпускающих новые продукты, традиционно приходилась на конец года. Текущий год не был исключением, скорее наоборот, после ажиотажного спроса к конце 2014 г. падение продаж было особенно глубоким — за первые два квартала было продано всего 237 тыс. струйных принтеров и МФУ, т. е. немногим более трети от показателя второй половины прошлого года. Относительно первой половины 2014 г. продажи струйников сократились в штуках на 41,4%, заметно больше, чем лазерных устройств. Денежный объем рынка, как и в лазерном сегменте, уменьшился наполовину, до 29,5 млн долл.

Отмечавшееся в предыдущих обзорах замедление процесса замещения струйных принтеров на МФУ сохранилось и в первом полугодии — темпы спада обоих типов устройств были почти одинаковыми, и на многофункциональники, как и год назад, пришлось чуть больше трех четвертей всех проданных устройств.

Вполне объяснимой особенностью полугодия явилось изменение структуры продаж струйников по ценовым диапазонам. После нескольких лет устойчивого смещения спроса в пользу более дорогих и функциональных моделей этот тренд сменился на противоположный, и на фоне общего сокращения продаж вновь стала возрастать востребованность устройств начального уровня. Доля струйников нижнего ценового диапазона (стоимостью до 100 долл.) увеличилась за год с 45 до почти 70% (рис. 5). Более выраженным это смещение оказалось в сегменте струйных МФУ, где подобные модели составили около 80% всех проданных устройств. Однако на такое резкое изменение структуры продаж повлияла не столько перемена в предпочтениях потребителей, сколько ценовая эрозия. В первом полугодии сразу несколько популярных семейств струйных МФУ с прежней ценой чуть выше 100 долл. оказались в нижнем ценовом диапазоне, что и привело к увеличению его доли. Помимо моделей для домашних пользователей с базовой функциональностью и небольшим ресурсом печати в ней оказались некоторые устройства, позиционируемые вендорами для домашнего и малого офиса. Они отличаются более высокой производительностью и лучшим качеством печати, прежде всего текстовых документов. В четырехцветных моделях для этого в черном картридже используются пигментные чернила, а в пятицветных устройствах установлен второй, дополнительный черный картридж с пигментными чернилами.

Рис. 5. Динамика структуры продаж струйных устройств по ценовым сегментам (H1’11-H1’15, шт., %).

К ориентированным на пользователей SOHO отнесены и универсальные модели принтеров и МФУ с повышенными быстродействием и ресурсными характеристиками по нагрузке и запасу бумаги, поддержкой двухсторонней печати, наличию проводного сетевого интерфейса (беспроводным интерфейсом сейчас оснащено большинство новых моделей струйников, в том числе и для дома). В эту группу можно включить и бюджетные устройства формата А3, а также портативные струйные модели, востребованные на отдельных вертикальных рынках. Стоимость большинства таких устройств находится в диапазоне до 300 долл.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.