Структура продаж на российском рынке ноутбуков

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

За первое полугодие 2014 г. объем российского рынка ноутбуков составил 2070 тыс. штук. Это на 33% меньше, чем за аналогичной период прошлого года.

Динамические показатели рынка ноутбуков снова ухудшились, хотя по всей видимости в дальнейшем рынок по динамике должен выправиться. Просто вследствие того, что сейчас сравнение идет уже с периодами, когда падение возобладало в полной мере (рис. 1.). И это совершенно не значит, что сегмент собирается выправляться по абсолютным объемам.

Рис. 1. Годовая динамика темпов роста рынка ноутбуков.

С другой стороны, если раньше говорилось о том, что ноутбуки, напрямую столкнувшись с набиравшими популярность планшетами, стали самым депрессивным из компьютерных сегментов, то сейчас стало понятно, что речь идет уже просто о насыщении всего компьютерного рынка как такового. Насыщение же обусловлено отсутствием значимых оснований для раскрутки процессов массовой замены уже имеющегося парка техники. Так что наряду с ноутбуками в отрицательную область по динамике сейчас ушел уже и весь компьютерный рынок (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительная динамика различных подсегментов рынка компьютеров, H1’2014/H1’2013.

Единственным подсегментом рынка персональных компьютеров, показавшим в рассматриваемый период значимый рост, оказался сектор ультрамобильных ноутбуков. Напомним, в этот кластер входят устройства на базе процессоров от Intel и AMD со сниженным энергопотреблением. Формирование этого сектора началось в момент запуска концепции Intel Ultrabooks, но в настоящем на соответствующую компонентную базу перешли почти все товарные подгруппы ноутбуков. И если системы, которые мы относим к данной товарной группе, в первой половине 2013 г. занимали лишь 13% сбыта, то в тот же период текущего года — уже целых 56%. По факту же просто произошел переход на более энергоэффективную процессорную базу сегмента массовых устройств. И сегодня выделение этой группы в особый подкласс, вообще говоря, уже довольно условно.

Рис. 3. Доля ультрамобильных устройств на рынке ноутбуков в разных типоразмерах.

На рис. 3. показано, как этот переход осуществлялся в разных форм-факторах мобильных компьютеров. Среди мини-устройств малопотребляющиие процессоры изначально имели высокий вес, им для полного доминирования оставалось только дождаться окончательного ухода с рынка нетбуков на платформах Intel Atom и AMD Fusion C. В сегментах с диагональю экрана 13–14 дюймов процессоры Intel Core U и изначально, со времен ультрабуков, были королями. Но особо значимым для ультрамобильного подсегмента стал перевод на энергосберегающие процессоры именно устройств стандартного типоразмера — 15-дюймовых. Ведь они самые продаваемые, обеспечивают 75% сбыта всех ноутбуков в натуральном выражении. Так что вотчиной стандартных ноутбуков на обычной компонентной базе остались лишь 17-дюймовые машины.

Приход Atom Bay Trail

Но на этом процесс технологического переформатирования рынка не закончился. На арену вышел новый тип устройств — ноутбуки на платформе Atom Bay Trail. Называются, правда, такие процессоры привычными именами Celeron и Pentium серии N, но это не микроархитектура Intel Core — это именно доведенный до ума Atom, включающий уже и четырехъядерные варианты, если говорить о Pentium.

По сути, системы на этой базе формируют отдельный технологический класс, хотя визуально их сложно отличить от стандартных ноутов. Это сверхбюджтные компьютеры, позволяющие пробить вниз ценовой порог в 15 тыс. руб. за полноразмерную систему. Их конкурентами являются платформы AMD Kabini и новая инкарнация этих процессоров — AMD Beema. Появившись лишь в начале года, к лету Bay Trail-M уже успел занять до 13% продаж в натуральном выражении (10% в целом по полугодию). Вместе с дешевыми продуктами на процессорах AMD в сумме эта категория продуктов уже составляет более 20% отгрузок ноутбуков. И процесс явно не собирается затормаживаться.

Само появление таких бюджетных платформ — это явная реакция рынка на изменение спроса, его смещение к дешевым устройствам. С момента начала рецессии на рынке ПК экономичные категории продуктов стали единственной опорой продаж. И с точки зрения целевых рынков это довольно понятно. Дело в том, что «стандартная пятнашка» по сути, — единственная вечная категория: это обычный универсальный компьютер, как говорится, для дома и офиса. За этим товаром всегда придут новые покупатели — школьники, студенты, представители малоимущих слоев. Обычно это первый компьютер у пользователя.

Рынок же более дорогой, продвинутой техники в потребительском секторе и обновление корпоративного парка — это как раз, скорее, рынки замены. А вот с ними-то и начались основные проблемы. Здесь произошло насыщение, поскольку все массовые категории покупателей уже отоварились ноутбуками в прошлом. Сроки жизни продуктов, в свою очередь, увеличились в связи с общим повышением надежности техники и еще много лет назад достигнутых ею оптимальных параметров производительности для массовых приложений. В результате рынок замены встал.

Новые технологические решения, способные вдохнуть жизнь в стагнирующий сегмент, подразумевают гибридизацию решений — создание ноутбуков-трансформеров. По итогам полугодия продажи таковых составили 2% всего рынка ноутбуков. Пока эти устройства были еще слишком дороги. Хотя первые признаки демократизации уже наблюдаются, например, в серии Lenovo IdeaPad Flex.

Продажи ноутбуков любых конструктивов с функционалом touchscreen составили 5% отгрузок.

Основные вендоры

Лидерами рынка в натуральном выражении по итогам полугодия стали компании[1] Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo. В сумме лидирующая пятерка продала почти 87% ноутбуков, что является наибольшим показателем концентрации российского рынка за всю его историю. Индекс Герфиндаля здесь составляет 0,19 — это показатель высококонцентрированного рынка. Компаниям с малой долей выживать стало совсем сложно, и одна за другой они покидают российский рынок ноутбуков. Так, сегодня, вслед за уходом с него в начале года компании Samsung, мы явно теряем Sony и Toshiba.



[1] Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.