Товарное предложение на рынке Windows-планшетов

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

Назрела важнейшая с точки зрения сценариев использования планшетов задача — ввести их в бизнес-среду. Потому что привычных приложений под платформу ПК в рабочих вопросах не заменишь. Речь идет и просто о работе с документами MS Office, и о подключении к корпоративным базам данных и КИС, и об организации защищенных окружений с централизованным административным управлением, разграничением прав доступа и пр. Без поддержки Windows на корпоративном рынке делать пока нечего.

Вендоры достаточно оперативно создали массив моделей на базе Windows: планшеты, с докстанцией или без, и, конечно, многочисленные виды convertible-устройств — ноутбуков-трансформеров. Это все произошло в прошлом году, и сегодня уже можно подсчитывать отвоеванные территории. Подсчет в обоих случаях будет недолгим. По 2% рынка в натуральном выражении по итогам 2-го квартала 2014 г. (данные аналитической компании ITResearch), и для Windows-устройств на рынке планшетов, и для convertible-конструктивов на рынке ноутбуков. В деньгах, понятно, показатели получше, но все равно не вдохновляют.

Но не будем спешить. Пресловутые 2% от общего рынка планшетов еще ни о чем не говорят. Естественно, если речь идет о рабочих задачах и приложениях ПК, то мы говорим о полноразмерных таблетках. Если взять планшеты с матрицей от 9,7 дюймов и более, то доля Windows сразу подрастает до более осмысленных 8%. Это всего на 1,5 п. п. отстает от доли Apple iOS. Весь остальной рынок — за Android.

Но неприятность в том, что динамика планшетного рынка к настоящему периоду скатилась к отрицательным величинам. Если в начале эпопеи с Win8 сегмент рос как на дрожжах, то на сегодня он уже успел насытиться. Особенно это касается как раз того самого подсегмента, который считается целевым для Wintel — 10-дюймового. Этот-то подсегмент и стал затухать первым. Некоторое время бытовал вопрос: а, собственно, не на ожидании ли как раз прихода массовых Windows-моделей это затухание происходит, может быть это просто эффект отложенного спроса? Но нет. Win8 стала постепенно набирать долю, но на рынке, продолжающем критически снижать динамику, вплоть до сокращения абсолютных показателей.

Опережающий рост рынка планшетов продолжался еще некоторое время в младшем типоразмере — 7 дюймов. Бурно развивался и «средний класс» — планшеты с экраном 8–9 дюймов. С выпуском релиза Windows 8.1 в Microsoft заговорили о том, что Win8 будут портировать и на более компактные гаджеты. Причем, конечно, о полноценной замене ПК здесь уже речи не шло. Скорее, это попытка вывести Windows на рынок, родной для Android — в сегмент мобильных средств потребления контента. Отдельные 8—9-дюймовые модели на Wintel действительно появились, но... общий рост отгрузок прекратился и здесь.

С ноутбуками, как и со всем рынком ПК, положение было и того хуже — там глубокая рецессия накатила еще раньше и продолжается по сей день. Гибридные устройства предполагались чуть ли не спасением стагнирующего рынка ноутбуков. Но высокий ценник не позволил показать реальные объемы.

Главное, что наиболее тревожным участком на всем рынке компьютеров, любых форм-факторов, оказались именно корпоративные закупки. Если розница еще по инерции что-то потребляла — в основном, правда, сверхбюджетные продукты, то продажи продуктов в деловом сегменте оказались совсем грустными. На рынке традиционных ПК еще может помочь прекращение поддержки Windows XP, что простимулирует переход в организациях на современную версию ОС и обновление парка. Но совершенно непонятно, чем это может посодействовать рынку ПК+.

Таким образом, период раскрутки платформы x86-Win8 совпал с общерыночным негативом буквально на всех направлениях. Здесь и внутренний процесс насыщения рынка, и макроэкономические мотивы, сдерживающие процесс обновления.

Так или иначе, любой насытившийся рынок не затухает до нуля, и рано или поздно на нем начинается процесс замены устаревших устройств. А на рынке планшетов уже есть что заменять. Вряд ли это касается пользователей iPad’ов. Но по Android-девайсам напродавали такого, что со временем потребитель просто обязан будет вернуться за новым гаджетом. И у платформы Wintel в целом остается шанс на будущее покорение вершин.

Товарный ассортимент

В настоящем обзоре рассматриваются планшеты и detachable-устройства на платформе Windows. Нам было интересно посмотреть, как здесь происходит развитие платформы, столь ожидаемой в свое время. Приведенный перечень (см. таблицу) включает модели, реально продававшиеся во 2-м квартале 2014 г. Что ж, посмотрим, что на сегодня нам предлагает рынок планшетов под Windows.

Таблица. Основные модели Windows-планшетов на российском рынке во II квартале 2014 г.

Сегмент четко делится на два кластера. Это системы с матрицей от 8 до 10 дюймов на процессорах Atom. И системы с экраном от 11 до 13,3 дюйма на полноценной обвязке Core.

Старшие планшеты базируются на процессорах Intel двух серий — стандартных процессорах Core серии U и серии со сниженным энергопотреблением Core Y. Последняя, впрочем, популярности явно не снискала. Видимо поэтому компания Intel уже выпустила новую серию Core M для безвентиляторных устройств с энергопотреблением 4,5 Вт. Ожидается, что модели на этой базе появятся в последнем квартале текущего года.

Средневзвешенная цена старших решений составляет внушительную сумму в 41,2 тыс. руб. Именно столько стоит на сегодня полноценная платформа ПК в форм-факторе ПК+. Естественно, стоит учитывать и больший типоразмер, и тот факт, что большинство старших моделей — это detachable-устройства с клавиатурным доком.

Что касается разницы между detach- и бесклавиатурным планшетом — во многом это лишь момент комплектации. Многие модели с отстегивающейся док-станцией можно приобрести и без таковой. В то же время большинство моделей под Win8 могут быть дополнены клавиатурным аксессуаром-обложкой. Для рабочего гаджета это, конечно, необходимая опция.

Завершает обзор единственный оставшийся в арсенале гаджет на базе Windows RT. Это продукт самой Microsoft — Surface RT. Эта ОС явно не пошла в широкое распространение. Хотя «родной» продукт от платформ-мейкера все же продолжает продаваться. Массового же потребителя явно не подкупила перспектива использования RT как системы, не гарантирующей совместимости с привычным ПО для ПК.

Вендоры

Если говорить о вендорах, то основные игроки традиционного рынка ПK — Acer, Asus, Dell, HP, Lenovo, как видим, пришли на рынок Windows-планшетов мощно и полноценно. Компания Samsung, ушедшая с рынка ноутбуков, судя по единственной модели в таблице, внедряться в сегмент Win8 не спешит. (Да и эта модель — наследие прошлого.)

Среди локальных поставщиков, коих по Android-планшетам — сонм, здесь мы пока видим активность лишь у брендов iRu и Prestigio. И это понятно. Этот рынок в любом случае более продвинутый, требования к качеству исполнения здесь заведомо выше, чем в среде массовых ARM-таблеток. На корпоративном рынке также высоки требования к бренд-имиджу. И если массовые потребительские планшеты доступны неограниченному кругу поставщиков, то бизнес-ориентированная Win-тематика — рынок с заведомо более высокой концентрацией.

Стоит вскользь упомянуть и еще об одном узком подсегменте, который получил подпитку в связи с выходом Win-платформы. Это т. н. защищенные планшеты — средства промышленного назначения. Показателен здесь пример ведущего игрока данного сектора — Panasonic. Здесь на компонентной базе Core, причем в варианте с поддержкой технологии vPro, выпускаются системы начиная от 7″ аж до 20″.

Впрочем, решения на Android также имеются в ассортименте защищенных устройств вендора, но без Windows сегмент смотрелся бы явно неполно.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.