Анализ продуктовой политики Panasonic на рынке мультимедийных проекторов

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

За последние годы Panasonic, приобретя проекторный бизнес Sanyo, не стала уходить в профессиональную нишу, где чувствует себя более чем комфортно, доминируя практически во всех сегментах, но выстроила полноценную линейку проекторов среднего и даже младшего класса. Поэтому, задумав цикл статей о продуктовых стратегиях ведущих игроков российского рынка проекторов, мы решили начать пусть и с самого сложного, но, пожалуй, самого интересного случая.

Статистические закономерности

Чтобы не быть голословными, мы решили проиллюстрировать наш выбор некоторыми закономерностями, получающимися при анализе продуктового предложения на российском рынке проекторов. Мы взяли 630 моделей, по продажам которых в 2014 г. у ITResearch есть достоверные цифры, и на чью долю приходится около 99% всех продаж. В рамках данного обзора мы оперируем средними показателями, без учета продаж каждой модели.

На рынке в целом все модели проекторов в основном сгруппированы в сегменте ультрапортативных аппаратов[i] — без малого половина всего продуктового предложения (см. рис. 1). Микропортативных устройств — 15%, а переносных — 20%. И совсем немного приходится на инсталляционные классы.

У Panasonic совсем другой продуктовый профиль. В сверхкомпактном сегменте микропортативных проекторов компания просто не работает, поэтому в этом и всех последующих срезах ее вклад равен нулю, так что мы его не рассматриваем. Все продукты компании распределены по остальным группам. При этом на профессиональные устройства приходится более половины всех моделей Panasonic.

Рис. 1. Структура продуктового предложения всего рынка проекторов и компании Panasonic.

В целом по рынку Panasonic находится на втором месте среди всех производителей по широте модельных рядов, на нее приходится более 10% всех моделей (см. рис. 2). При этом ситуация по компании крайне разная в различных сегментах. В частности, вклад Panasonic на рынке ультрапортативных устройств был довольно незначительным, немногим превышая 6%. Среди портативных аппаратов на фирму приходится примерно столько же, как по рынку в целом.

Рис. 2. Доля Panasonic в продуктовом предложении проекторов на рынке в целом и в отдельных группах.

Однако если перейти к самым серьезным проекторам, то здесь вклад Panasonic является фактически определяющим: более трети всех переносных и более четверти всех стационарных устройств на рынке — ее производства. Уже из этого можно понять, что фокусировка компании проходит на самых серьезных сегментах, причем ее влияние здесь чрезвычайно велико.

Безусловно, значение имеет не только представленность, но и некий общий «сдвиг» компании относительно конкурентов и рынка в целом. Например, если рассчитать среднюю яркость проекторов в различных сегментах и сравнить с данным показателем, определенным отдельно для Panasonic, то получается интересная зависимость (см. рис. 3).

Рис. 3. Относительная яркость проекторов Panasonic в различных сегментах.

Средний ультрапортативный проектор Panasonic на 5% ярче чем средний аппарат того же класса в целом по рынку. В портативном сегменте различия практически нет, но с ростом веса оно резко увеличивается, достигая в переносном сегменте уже 22%, а в стационарном — аж 42%. То есть компания специализируется на особо ярких аппаратах.

Рис. 4. Отношение усредненных параметров проекторов Panasonic к общерыночным показателям.

Если же взять «усредненный проектор» Panasonic, то он в целом в полтора раза ярче, чем в среднем по рынку (см. рис. 4). Вес отличается еще больше — почти на 90%. А средняя цена — аж в 2,8 раза (или на 180%)! Последнее нуждается в некотором дополнительном анализе, поскольку может возникнуть подозрение в неадекватности ценовой политики вендора.

Рис. 5. Ценовые индексы продукции Panasonic в различных классах.

Но сравнение средней цены (ценовых индексов) продукции Panasonic в различных классах проекторов опровергает данное подозрение. В универсальном классе ультрапортативных проекторов продукция Panasonic вообще стоит примерно на 13% меньше, чем в целом по рынку (см. рис. 5). В портативных на 10% выше, а в переносных — на уровне среднего по рынку. И это при том, что, как было показано выше, они в среднем более продвинутые, чем в целом по рынку.

И только в сегменте стационарных аппаратов проекторы Panasonic стоят на 80% больше, чем рынок в целом. И это профессионалам абсолютно понятно, поскольку именно здесь аппараты максимально могут различаться друг от друга по функционалу, что не может не отражаться на цене. (Напоминаем о различии яркости: средний стационарный проектор по рынку имеет яркость 9085 лм, а у Panasonic — 12870 лм). Так что различие в цене в целом оправдано.

Модельный ряд проекторов Panasonic

Проведенный формальный анализ показал, что модельный ряд проекторов Panasonic имеет заметно смещенную структуру относительно общеотраслевого профиля. Это касается как повышенной представленности в «тяжелых» классах продукции, так и в общей «продвинутости» моделей.

Таблица. Линейка проекторов Panasonic (сентябрь 2014 г.)

Заканчивая краткий обзор продуктовой политики Panasonic на рынке проекторов, мы просто не можем не отметить, что особую значимость имеет управляемость больших парков оборудования (причем как проекторов, так и профессиональных панелей) у крупных корпоративных клиентов и в образовательных учреждениях. Связано это с разнообразием помещений, а значит, разношерстным парком оборудования, закупленным в различное время и использующимся с различной интенсивностью. Все это создает множество проблем для обслуживающего персонала, а зачастую приводит к простою оборудования в самый неподходящий момент.

Для предупреждения подобных коллизий компания Panasonic разработала уникальное ПО для предупреждения ошибок — Early warning software. Новый софт работает под Windows и способен не только оперативно сообщать о состоянии и дистанционно управлять как одиночными проекторами, так и по группам, но также прогнозирует, с какими сложностями пользователи могут столкнуться. Данное ПО позволяет получать в сводной форме рекомендации о том, какие расходные материалы и комплектующие могут понадобиться в будущем; может работать не только на компьютере, подключенном к локальной сети, но даже на планшете, в том числе через Интернет.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.