Структура продаж ИБП на российском рынке


Василий Мочар,

зам. директора ITResearch


В текущем обзоре мы подведем основные итоги российского рынка ИБП в 2013-м и предыдущих годах, а также проанализируем ключевые структурные сдвиги в отрасли. Все цифры базируются на регулярных исследованиях ITResearch, которые проводятся с 2000 г. Некоторые структурные сдвиги мы будем сравнивать с показателями докризисного 2007 г., а не с предыдущим 2012 г. Связано это с тем, что в сегментах самого «тяжелого» оборудования бывают определенные флуктуации, обусловленные реализацией серьезных проектов, в связи с чем существует опасность не «поймать» тренды при сравнении слишком близких временных периодов.


Основные итоги и тренды

Всего за 2013 г. в России было продано 1,95 млн ИБП переменного тока на сумму 503,6 млн долл. (рис. 1 и 2). Динамика отрицательная (минус 17% в штуках и минус 9% в деньгах), но все равно это очень серьезные показатели как в количестве продаваемых устройств, так и в генерируемом денежном потоке. Это делает рынок привлекательным для того, чтобы на нем работали почти 20 иностранных производителей, несколько десятков дистрибьюторов (большинство из них проектные), примерно 3 тыс. широкопрофильных дилеров и несколько сотен инжиниринговых компаний, специализирующихся на установке инфраструктурного оборудования.


Рис. 1. Динамика российского рынка ИБП в натуральном выражении.


Рис. 2. Динамика российского рынка ИБП в денежном выражении.


Вместе с тем обращает на себя внимание неравномерность динамики рынка, причем как в штуках, так и в деньгах. Как же можно трактовать данный тренд?

Рис. 3 и 4 отражают динамику темпов роста российского рынка ИБП. На первом из них представлено изменение рынка по сравнению с уровнями 2007 г., а на втором — изменение рынка по сравнению с предыдущим годом (2008 к 2007, 2009 к 2008 и т. д.)


Рис. 3. Изменение основных показателей рынка ИБП по сравнению с уровнями 2007 г.


В 2010 г. рынок ИБП активно рос и в 2011-м по денежным показателям даже вышел «в плюс» по сравнению с докризисными показателями. Несмотря на падение в 2013 г., в положительной зоне в деньгах (относительно 2008 г.) он пребывает до сих пор. Но в штуках и в суммарной установленной мощности аппаратов рынок остается глубоко ниже ватерлинии. Рынок настольных ПК, с которым сопряжен массовый рынок ИБП, перешел к стабильному падению. В результате отметка в 2 млн аппаратов в год сейчас видится даже не «поддержкой», а уровнем сопротивления для рынка легких ИБП, выше которого подняться шансов мало.


Рис. 4. Динамика темпов роста на российском рынке ИБП.


Стоит отметить, что после всплеска в 2010 г. на рынке ИБП наблюдалось перманентное затухание (рис. 4). Темпы роста планомерно снижались, и уже 2012 г. практически не показал положительной динамики по отношению к 2011 г. В прошлый год рост и вовсе, как уже было сказано, ушел в отрицательную зону, и на данный момент нет никаких положительных сигналов к тому, что в текущем году он сможет из нее выбраться.


Структурные сдвиги

На рынке ИБП представлено сразу несколько топологий аппаратов; вес устройств, их мощность и стоимость могут различаться на три порядка, целевые рынки также совсем разные. Компания ITResearch традиционно делит рынок на 7 технологических сегментов, доля которых в денежном выражении в целом сопоставима (рис. 5).

Обращает на себя внимание, что самое начальное оборудование класса off-line за последние годы полностью сохранило свои позиции, основной же спад произошел в сегменте line-interactive AS, чья доля снизилась с 30% до менее 20% рынка. Основной рост наблюдался в сегменте on-line оборудования, в 2013 г. его суммарная доля превысила половину рынка.


Рис. 5. Изменение долей технологических сегментов рынка ИБП.


Отмеченные изменения связаны со сдвигом отрасли в сторону инфраструктурных решений, в первую очередь — ИБП для ЦОДов. Чаще всего это оборудование большой мощности и именно здесь за последние годы произошел всплеск продаж ИБП, идущий вразрез с не очень хорошей ситуацией в традиционных целевых инфраструктурных сегментах, более коррелирующих с состоянием экономики (недвижимость, промышленность, финансы). Именно благодаря дата-центрам рынок ИБП (точнее, его «тяжелая» составляющая) в целом чувствовал себя довольно хорошо. И хотя некоторые участники рынка уже начинают считать, что ЦОДы — это уже не модно, процессы консолидации вычислительных и сетевых мощностей будут только набирать обороты.


Рис. 6. Динамика суммарной мощности установленных ИБП.


Вместе с тем суммарная мощность резервных и интерактивных ИБП пока определенно превышает половину рынка (рис. 6). Различие вклада «денежных» и мощностных показателей связано с тем, что стоимость защиты (удельная стоимость в перерасчете на 1 кВА установленной мощности) довольно сильно различается для ИБП различных топологий. Минимальная она для резервных и интерактивных ИБП с аппроксимированной синусоидой — менее 140 долл. за 1 кВА, а для on-line-ИБП этот показатель исчисляется несколькими сотнями долл. Примечательно, что при сопоставимом вкладе денежных показателей различных технологических сегментов ИБП, на первые три из них (off-line, line-interactive AS и line-interactive Sin) приходится более 96% всего рынка в натуральном выражении. Причем динамика продаж в штуках выглядит несколько иначе, чем в деньгах.

В сегменте тяжелого оборудования обращает на себя внимание уверенный рост продаж легких on-line-ИБП (до 3 кВА). Такие аппараты продаются уже десятками тысяч (рис. 8), причем все более значимую долю в них составляют модели RM (Rack Mount), которые все чаще используются в критичных системах, включая ЦОДы небольшого масштаба.

На общем фоне малозаметными (в штуках) кажутся более тяжелые устройства, но рост здесь еще значительнее, особенно в сегменте мощностью от 10 до 120 кВА. С 2007 г. их продажи выросли почти на 50% в шутках, благодаря чему они являются основным сегментом в классе on-line как в деньгах, так и в установленной мощности. Мы неоднократно писали о том, что мегапроекты — это единичная тема, а корпоративные ЦОДы небольшого масштаба — это незатихающая и критично важная составляющая рынка.


Рис. 8. Динамика продаж различных сегментов on-line-ИБП.


Все вышеперечисленные сдвиги не могли не отразиться на таком важном индикаторе, как средневзвешенная стоимость продукции. Ведь если она падает, на каждой единице товара производители и канал зарабатывают меньше денег, если растет — соответственно наоборот. Поэтому очень хорошо, что при существенном сокращении объемов сбыта отрасль в целом продолжает генерировать приличный денежный поток.

С 2007 г. средневзвешенная стоимость одного ИБП прибавляла за год примерно 10%, в результате к 2013 г. этот показатель увеличился более чем на 60% по сравнению с 2007 г. и достиг приличного уровня в 260 долл. И это при том, что сами аппараты в целом не дорожали, несмотря на высокую материалоемкость продукции и серьезную зависимость себестоимости продукции от цен на сырье. Кстати, нужно отметить, что внутри различных сегментов средневзвешенная стоимость ИБП в большинстве случаев также росла (но далеко не такими темпами, как в целом по рынку). Связано это с тем, что появлявшиеся за это время новые аппараты часто были дороже предшественников. «Виной» тому большая технологичность, наращивание количества модульных систем, RT- и RM-форм-факторы и т. д.


Конкурентная среда

Привлекательность российского рынка ИБП и его зрелость привели к тому, что на данный момент на нем сложилась развитая высококонкурентная среда. Времена доминирования компании Schneider Electric (ранее APC) давно прошли, и это абсолютно естественный процесс. Ни одному игроку, работающему на открытом рынке и не обладающему монополией на технологии, не дано бесконечно контролировать подавляющую часть рынка. Сейчас рыночная доля компании в деньгах стабилизировалась примерно на уровне 45% рынка, что все равно очень много, и удерживать данные позиции становится все сложнее, особенно с развитием кризиса, когда фактор цены выходит на первое место. А Schneider Electric всегда работала в верхнем ценовом диапазоне. Впрочем, недавние анонсы ряда новых моделей производителя показали, что компания имеет резервы к повышению привлекательности своей продукции и по данному параметру.

В целом интенсивность конкуренции на российском рынке имеет тенденцию к повышению. Соответствующий индекс Герфиндаля (сумма квадратов долей вендоров, в данном случае — в деньгах) имеет тенденцию к снижению, уменьшившись с 2007 г. с 0,3 до 0,23, т. е. более чем на 20%. Это означает существенное нарастание конкуренции, хотя до отметки 0,18, которая обычно принимается за переход рынка с монополизированного состояния в высококонкурентное, еще довольно далеко, тем более что процесс чем дальше, тем движется сложнее.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.