Структура продаж на рынке ноутбуков


Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch


Российский рынок ноутбуков в 2013 г. снизился на 23,8% в штучном исчислении. Всего было продано почти 7140 тыс. устройств, что уже существенно меньше, чем планшетов. Правда, это с учетом планшетов с диагональю 7-9 дюймов. Конкурентные ноутбукам устройства с дисплеем от 9,7 дюймов и более пока проигрывали им по объемам продаж. (рис. 1.)

Рис. 1. Динамика структуры российского рынка компьютеров.

О неутешительном положении на рынке ноутбуков в целом уже было много сказано. Сегодня интереснее рассмотреть, что происходит в подсегментах этого рынка.

Компания ITResearch традиционно делила общий рынок ноутбуков на три страты — стандартные ноутбуки на полноценной компонентной базе, ультрамобильные устройства, выполненные на энергосберегающей обвязке, и нетбуки — компактные устройства на платформе Atom. Эта структура кое-как соответствовала реальности в начале прошлого года, с трудом отражала процессы к его концу и, похоже, становится малоприменимой в настоящем (рис. 2).

Рис. 2. Динамика структуры рынка ноутбуков в 2013 г.

Вроде бы процесс понятен — категория «нетбуки» ушла в утиль. Концепция Ultrabook и варианты ее удешевления начали бурно набирать силу и к концу года составили уже более 40% всего сбыта. (А в начале 2014 г. фактически сравнялись в объемах с традиционными ноутами.) Но на самом деле тут момент чисто терминологический.


Рис. 3. Динамика структуры рынка ноутбуков в 2013 г. с учетом форм-фактора.

На рис. 3 хорошо видно — дело просто в том, что модельные ряды стандартных 15-дюймовых моделей стали «переползать» на энергоэффективную обвязку. С распространением платформы Intel Haswell (Shark Bay), в которой именно чипам с низким тепловыделением отведена основная роль, процесс и вовсе принял лавинообразный характер. На ультрамобильной базе стали делать буквально любые типы устройств, начиная от экономичных бюджетных устройств (на базе Intel Celeron и Pentium с индексом U, процессоров Fusion E и A4 платформы AMD Kabini) до средних и даже мультимедийных комплектаций с дискретной графикой на Core U. Чистой вотчиной стандартных ноутбуков пока остаются разве что игровые модификации под четырехъядерные Core i7, а также 17-дюймовые решения.

Что же до доли Ultrabook™, то если в начале года более трети ультрамобильных устройств продавались в строгом соответствии со спецификацией Intel, то теперь доля таких решений оказывается совершенно незначительной на фоне продаж полноразмерных устройств. Также понятно, что принятый нами термин «ультрамобильный» сам по себе сейчас уже мало о чем говорит, и главное в том, что массовый потребитель теперь уж точно никакой разницы не заметит.

Единственным действительно стабильным и крупным сегментом остаются бюджетные 15-дюймовые устройства, 60% которых — устройства ценою до 20 тыс. руб., и четверть этого количества — сверхдешевые ноутбуки ценой ниже 15 тыс. руб. Ценовая эрозия продолжает давить на стагнирующий рынок, вплоть до того что он перестает быть в принципе интересен для некоторых производителей.

И тут Intel предлагает ловкую рокировку. Правда, происходит это только сейчас — в начале 2014 г., и к анализируемому периоду отношение имеет лишь тем, что явно проистекает из сложившейся именно тогда структуры потребления. Речь идет о новой платформе Intel Bay Trail. Там энергосберегающие четырехъядерные процессоры Celeron, Pentium и Core i3, но это — Atom нового поколения Silvermont. Чипы, понятно, бюджетные, просто теперь они нацелены не на компактный сегмент, как когда-то «атомная» обвязка для нетбуков (там-то им с планшетами и «детачами» бороться уже сложно), а скорее на экономичный-полноразмерный. На этой базе появляются 14—15-дюймовые решения из разряда «для школьников и студентов». Ведь производительности для повседневных задач и легких игр ныне хватает даже у ядер Atom.

Все логично. Сегмент массовых клавиатурных ноутбуков для работы и учебы — вечная категория. На этот рынок постоянно выходят новые пользователи из числа подрастающего поколения. Все прочие сегменты ноутбуков питаются в настоящем лишь рынком замены. А вот он как раз явно деградирует — пользователи парк не обновляют, довольствуясь старым. А расширение компьютерного рынка в целом происходит за счет других категорий устройств — планшетов, конечно же.

Любопытно также то, что новые «атомные» решения — прямые конкуренты AMD Fusion E с ядрами Jaguar (платформа Kabini). Компания AMD первой начала внедряться в низкобюджетную сферу со своими малопотребляющими младшими чипами, за счет чего к концу года стала потихоньку возвращать себе часть ранее утраченной доли. Далеко не в первый раз в компьютерной сфере Intel ловит волну, на которую чуть раньше сделал ставку ее конкурент.


Ультрабуки

Но новая инкарнация Atom на рынке ноутбуков — все же дело будущего. В прошлом же у нас был акцент на ультрабуки. По факту ультрабуки просто заменили собой конструктивы от 11 до 14 дюймов на обычной обвязке Core и по большому счету общей доли компактных устройств в сбыте они не приумножили. Происходит чистая каннибализация сектора.

Следующей темой для ультрабуков, которая была призвана стать лейтмотивом перемен, становились трансформерные конструктивы — устройства с поворотным и отстегивающимся («детачи») экраном. Хотя пока это очень дорого. Ассортимент сформировался, фактически у всех вендоров завелись продукты класса convertible, но в общем рынке их доля по итогам года составила 0,7% в натуральном выражении (в конце года — в районе 1%). Что касается «детачей» — мы причисляем их к планшетам, и на фоне того рынка их влияние столь же ничтожно. Так что сделать категорию массовой пока не получилось.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.